16

4 октября 1941 года - 105 день войны

 По указанию Ставки Верховного Главнокомандования для непосредственной обороны Тулы создан тульский боевой участок в составе тульского военно-технического училища, тульского рабочего полка и 14-й запасной стрелковой бригады. [3; 76]

 Войска Южного фронта вели оборонительные бои в Донбассе. [3; 76]

 Опубликовано сообщение о том, что по инициативе Московского товарищества художников и Московского союза художников создается фонд произведений живописи и скульптуры, посвященных Великой Отечественной войне. [3; 76]

 Немецкие войска оккупировали г. Белый Калининской области; г. Запорожье; г. Киров; г. Людиново, Спас-Деменск Калужской области. [1; 76]


Хроника блокадного Ленинграда

Воздушные тревоги в Ленинграде объявлялись десять раз. Одна из бомб, сброшенных ночью, разрушила дом № 188 по Лиговской улице [в Лиговский проспект эта улица переименована уже после войны - прим.автора]. Обломками кирпича засыпало восемь человек. Среди них был восьмилетний мальчик, у которого на поверхности оставалась только голова. Приблизиться к нему можно было, лишь соблюдая большую осторожность. Применение лопаты или лома при откапывании могло вызвать обвал. И вот бойцы МПВО Хлыстов, Красавин и Андреев, работая поочередно, израненными в кровь руками разобрали завал и спасли мальчика, у которого оказались переломанными обе ноги.

Во время вражеского артналета на завод «Электросила» в этот день погибло четыре человека, двое получили контузии.

Президиум Ленинградского отделения Союза композиторов собрался 4 октября, чтобы просмотреть новые песни, посвященные подвигам моряков Краснознаменной Балтики, сражающихся на подступах к Ленинграду. Общее одобрение получили песни, написанные на тексты ленинградских поэтов и предназначенные для сольного и хорового исполнения — «Песня о Бринько» Б. Гольца, «Баллада о Ханко» М. Юдина, «Походная» И. Дунаевского, «Песня морской пехоты» Н. Будашкина, «Крейсер „Киров"» Л. Ходжи-Эйнатова. [5; 70]


Из донесения политотдела Приморской армии Политуправлению Южного фронта о боевых действиях, партийно-политической работе и героизме воинов при обороне Одессы в конце сентября 1941 г.

4 октября 1941 г.

30 сентября противник силой до батальона трижды пытался перейти в наступление в восточном секторе обороны. Все атаки были отбиты, при этом уничтожено до роты солдат. Захвачены трофеи: 19 станковых и 21 ручной пулемет, 19 автоматов, 250 винтовок, 30 ящиков винтовочных патрон, 500 шт. мин, 500 гранат и одна радиостанция.

Нашей авиацией и зенитной артиллерией сбиты Ме-109, «Хейнкель-111» и Ю-88. Два летчика взяты в плен.

Противник усилил артиллерийский обстрел города, в результате чего среди гражданского населения имеются значительные жертвы.

Политико-моральное состояние личного состава здоровое. С каждым днем возрастает исключительная ненависть к фашистским захватчикам и желание жестоко отомстить за издевательства над населением...

Заместитель политрука 869-го отдельного стрелкового батальона т. Георгиев в беседе заявил: «Каждый из нас верит, что скоро придет время расплаты. Мы уничтожим сотни фашистских палачей за каждую поруганную и истерзанную жизнь советского человека».

Красноармеец 31-го стрелкового полка Щебриков сказал: «Гнусные фашисты захватили мое родное село. Мой отец ушел в партизаны. Клянусь, что буду беспощадно уничтожать взбесившихся фашистских извергов».

Красноармеец 638-го полка Михайличенко, будучи раненым, отказался уйти с боевого поста, заявив: «Мое место на огневой позиции. В такой напряженной боевой обстановке я не имею права думать об отправке на лечение. Я еще смогу не один десяток фашистов вывести из строя».

Растущая классовая ненависть к фашистским бандитам воодушевляет бойцов на бесстрашие и героизм в бою.

Во время попытки противника перейти в наступление 3-й батальон 3-го морского полка перешел в контратаку, отбросил врага на исходный рубеж и захватил 3 ручных пулемета, из которых был немедленно открыт огонь по отступавшему противнику.

В этом бою отлично действовали командир 9-й стрелковой роты лейтенант Степанов И. Д., младший командир Вялый и красноармеец Дмитренко, уничтожившие большое число фашистских негодяев.

В склад 6-й стрелковой роты 384-го стрелкового полка 157-й стрелковой дивизии попал вражеский снаряд, от которого загорелся ящик с минами. Старшина роты Шмиголовский, рискуя жизнью, схватил горящий ящик, вынес его со склада и потушил. Бесстрашие т. Шмиголовского обеспечило спасение склада боеприпасов.

В одном из боев пал смертью храбрых боец 5-й стрелковой роты 287-го стрелкового полка Шуликов. Товарищи, вынесшие его с поля боя, нашли в его кармане записку следующего содержания: «Дорогие братья и товарищи! Боритесь все с врагом, как боролся я, не щадя себя, за свою прекрасную Родину. Бейте врага до победы. Жму крепко Ваши руки. Ваш боевой товарищ Валя Шуликов». Это письмо быстро облетело все окопы роты. Бойцы и командиры поклялись жестоко отплатить за смерть своего боевого друга.

В последние дни политотделом армии и обкомом КП(б)У были организованы встречи рабочих заводов и фабрик с бойцами и командирами на линии фронта. Посещая окопы, рабочие рассказывали бойцам и командирам о своих производственных успехах на оборонных предприятиях. Бойцы и командиры в свою очередь рассказывали о героизме в борьбе с фашистскими варварами...

Начальник политического отдела Приморской армии
полковой комиссар Бочаров

ЦАМО СССР, ф. 228, оп. 710, д. 42, л. 471—474. Подлинник.
[12; 72-73]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 4 октября

В течение ночи на 4 октября наши войска вели бои с противником на всём фронте.

* * *

По дополнительным данным, стало известно, что наши части на одном из участков Юго-3ападного направления фронта, нанесшие сильный удар мотопехотной группировке немецких войск, захватили большие трофеи, в том числе около 500 автомашин и 250 мотоциклов. На другом участке Юго-Западного направления фронта на наших минных полях противник за один день потерял 650 солдат и офицеров.

* * *

Звено самолётов младшего лейтенанта Петра Марютина за шесть боевых вылетов уничтожило 17 немецких бронемашин, 11 танков, 4 автомашины и 9 орудий зенитной артиллерии.

* * *

Группа наших бомбардировщиков, оперирующая на Северо-Западном направлении фронта, за один боевой вылет уничтожила 33 автомашины с немецкой пехотой, два склада горючего и три артиллерийские батареи.

* * *

Одна группа наших войск, защищающих подступы к Одессе, совершила успешное нападение на противника. В результате атаки отважные защитники города захватили 45 орудий, тяжёлую дальнобойную батарею, много пулемётов, винтовок и боеприпасов.

* * *

Английские самолёты-истребители, действующие на одном из участков фронта, сбили в воздушных боях 4 немецких самолёта «Мессершмитт-109». Английские истребители потерь не имели.

* * *

Чувствительные удары по фашистским тылам наносят партизаны, действующие в оккупированных немцами районах Ленинградской области. Партизанский отряд под командованием тов. К. за последние три недели вывел из строя 22 немецких трактора-тягача, 4 трёхтонные машины с боеприпасами, уничтожил 12 бочек с горючим, подорвал мост, сжёг мельницу, на которой немцы мололи зерно, и несколько раз рвал телефонную связь. В стычках с противником партизаны убили 5 фашистских офицеров и 13 солдат.

Активно борется с немецкими войсками партизанский отряд под командованием тов. Б. За несколько дней отряд уничтожил три немецкие автомашины с солдатами, бронемашины и два мотоцикла с водителями.

* * *

Письма немецких солдат и показания пленных говорят о падении дисциплины в ряде частей германской армии на Восточном фронте. Пленный австриец солдат Рудольф Лайзенбергер сообщает, что в его полку целая рота отказалась выполнить боевой приказ. В 260 полку 113 дивизии солдат Бренда Мор отказался выполнить приказ унтер-офицера Карла Кугеля, заявив при этом: «Бороться за неправду и жертвовать при этом своей жизнью я не желаю».

В деревню Старые Залитвинки, Белорусской ССР, на ночёвку пришёл немецкий отряд. На рассвете немцы собрались в поход. Один солдат лет 40-45 бросил винтовку и закричал: «Надоела мне война, ничего хорошего не вижу в этой войне. Не надо мне чужой земли. У меня дома семья голодает. Русских нам всё равно не одолеть. Воевать я больше не могу». К этому солдату присоединилась группа в 9 человек.

По письмам и дневникам, найденным у убитых фашистских солдат и отобранным у пленных, видно, что за последнее время в германской армии отмечается рост числа самоубийств.

* * *

Антифашистское движение в Югославии принимает всё большие размеры. Многочисленные партизанские отряды сербов в течение сентября уничтожили несколько немецких и итальянских гарнизонов. В связи с этим немцы бросили против партизанских отрядов крупные воинские части и тяжёлую артиллерию. Во время боя между партизанами и немецкой частью фашисты обстреляли из орудий деревни Лозницы, Крупань и Любовия. Как передаёт сербская коротковолновая радиостанция, находящаяся в Южной Сербии, население одного только города Скопле уменьшилось с 60 тыс. до 20 тысяч человек. Такое сокращение населения вызвано казнями, арестами и уходом населения в партизанские отряды.

* * *

Советские патриоты в рекордно короткие сроки выполняют заказы и требования фронта. Бригада тов. Захарова на Рязанском заводе сельскохозяйственного машиностроения меньше чем в двое суток выполнила заказ, рассчитанный на неделю. Бригады монтажников т.т. Хлобустина и Затулина на Таганрогском машиностроительном заводе произвели электромонтаж нескольких станков за 19 часов вместо 55 по норме. Вскоре после этого они смонтировали ряд других станков за 74 часа вместо 200 часов. На одном чимкентском заводе бригада котельщиков т.т. Бабенко и Семёнова выполнила важное задание в 4 дня вместо 10.

Бригада мастера тов. Маханько на одном из заводов Тульской области за 18 дней сделала работу, на которую в довоенное время уходило не менее трёх месяцев. Формовщик тов. Максюк и мастер литейного отделения тов. Ерасов отливали детали в три — четыре раза быстрее, чем предусматривалось планом.

Вечернее сообщение 4 октября

В течение 4 октября наши войска вели бои с противником на всём фронте.

За 2 октября в воздушных боях сбит 51 самолёт противника и 2 аэростата. Наши потери—19 самолётов.

На подступах к Москве 3 октября сбито 3 немецких самолёта и 4 октября сбито 5 немецких самолётов.

В Баренцевом море потоплено три транспорта противника.

* * *

В результате упорных боёв, длившихся несколько дней, части командира Харитонова нанесли тяжёлый урон 8 румынской кавалерийской бригаде и 399 немецкому пехотному полку. Противник потерял несколько сотен солдат и офицеров убитыми и ранеными. Поля и дороги, где происходили ожесточённые бои, покрыты разбитыми вражескими танками, автомашинами и орудиями. Наши части захватили трофеи: 3 танка, 20 орудий, более 60 пулемётов, много миномётов, автоматов, мотоциклов и автомашин, около 200.000 патронов, несколько тысяч артиллерийских снарядов, 500 винтовок и большое количество другого военного имущества. Подсчёт трофеев продолжается.

* * *

На одном из участков Западного направления фронта наши самолёты уничтожили два эскадрона немецкой кавалерии, две роты пехоты, 64 автомашины и 25 орудий. В воздушных боях сбиты 7 самолётов противника и два аэростата.

* * *

Штурмовым налётом на немецкие колонны в районе г. Полтавы наши самолёты уничтожили батальон немецкой пехоты, 4 танка и 44 автомашины. В воздушных боях сбито 4 самолёта противника.

* * *

В районе г. X. одна наша авиагруппа уничтожила две роты противника, 45 автомашин и 6 артиллерийских батарей.

* * *

Гитлеровские людоеды продолжают бесчинства и зверства в захваченных ими советских районах.

В сёлах Глиняная и Диковка, Кировоградской области, фашисты забрали у населения все сельскохозяйственные продукты и домашние вещи. Полностью разгромлены сёла Выползово и Карпиловка, Остёрского района, Черниговской области. Фашистские мерзавцы повсеместно устраивают повальные грабежи и с неслыханной жестокостью расправляются с беззащитными мирными жителями. В селе Слободка, Чернобыльского района, Киевской области, фашисты потребовали у колхозницы Нечуйко молока. В ответ на это т. Нечуйко заявила: «Вы уже забрали корову, где же я. вам возьму молока». За это фашисты избили колхозницу до полусмерти, а затем сожгли её дом. В селе Бородаевка, Верхнеднепровского района, Днепропетровской области, фашисты изнасиловали многих женщин и девушек.

В деревне Серники немецкий карательный отряд собрал большую группу колхозников и без всяких причин расстрелял их из пулемётов.

* * *

Несколько партизанских отрядов, действующих в оккупированных немцами районах Ленинградской области, за месяц своей борьбы против немецко-фашистских войск истребили 106 германских офицеров, в том числе одного генерала, 1810 солдат и разгромили штабы двух немецких частей. Отважные партизаны нанесли также значительный ущерб материальной части противника. В боях с фашистами бойцы партизанских отрядов уничтожили 6 вражеских самолётов, 2 танка, 9 бронемашин, 2 пулемёта, миномёт, 207 грузовых автомашин, из них 35 с боеприпасами и 30 с горючим, 16 легковых и 6 штабных автомашин, 58 мотоциклов, 70 велосипедов, две моторные лодки, взорвали 4 склада боеприпасов и сожгли 230 бочек с бензином. Под ударами партизанских отрядов находятся многие железные и шоссейные дороги. За последние дни партизаны пустили под откос 7 немецких железнодорожных составов и несколько дрезин, разрушили 3 железнодорожных моста и в шести местах разобрали железнодорожные пути. На шоссейных дорогах взорвано больше 30 мостов. Партизаны подожгли 9 продовольственных баз и 22 строения, в которых размещались немецкие солдаты, повредили 116 линий телефонной связи между воинскими частями противника.

* * *

Немецкие солдаты всё чаще получают письма от родных и знакомых, в которых они осуждают войну против СССР. Ниже мы приводим несколько выдержек из писем, найденных у убитых немецких солдат. Гертруда из Шарлоттенбурга пишет: «На свете существует несправедливость. Одни наживаются на войне и богатеют, а другие должны на полях, в грязи, день и ночь воевать, класть свои кости и отдавать свою жизнь. Вчера (2 сентября) Штарке мне рассказал, что наши потери на Востоке достигли уже 1.200 тысяч убитыми. А сколько же раненых? Подумать только! Это более чем ужасно». Жена солдата Вильгельма Хюттера спрашивает мужа: «Скоро ли кончится эта война? Все уже устали и надломлены».

Жена солдата Гарти Силиш сообщает мужу: «Я перестала слушать наши сводки, в которых много говорится о России. Так как я знаю, что ты там тоже, эти сводки мне причиняют только горе. Просто страх берёт, когда думаешь об ужасах войны на Востоке». Жена Вернера Гепперта в своём письме также пишет, что она перестала верить лживым сообщениям германского радио: «Мне совершенно безразлично, будет ли десять или двенадцать специальных сообщений. Правды никогда не узнаешь. Пре подносят только то, что выгодно. Много пролито крови. Почти каждую ночь здесь происходят воздушные налёты. Это уже не скроешь от населения». [21; 284-287]