16

25 декабря 1941 года - 187 день войны

Войска Западного фронта завершили Клинско-Солнечногорскую наступательную операцию. В результате ожесточенных наступательных боев советские войска нанесли серьезное поражение 3-й и 4-й тиковым группам противника, которые потеряли почти все свои танки. Советские войска продвинулись на запад до 100 км и отбросили врага на рубеж рек Лама и Руза. В результате операции советские войска в значительной степени сняли угрозу столице нашей Родины. [3; 120]

Войска 61-й армии Брянского фронта в ходе стремительного преследования врага освободили г. Чернь. [3; 120]

Произошло первое повышение норм выдачи хлеба осажденным ленинградцам. Рабочие и ИТР стали получать 350 г хлеба, служащие, иждивенцы и дети — 200 г. Радостная весть о прибавке нормы хлебного пайка молниеносно облетела город. Все, кто мог ходить, вышли на улицы. Люди обнимались, жали друг другу руки, кричали «ура». Это была первая серьезная победа защитников Ленинграда. Население героического города продолжало голодать, но каждый ленинградец верил, что за первой прибавкой последуют и другие. [3; 120]



Хроника блокадного Ленинграда

Давно уже в Ленинграде не было такой всеобщей радости. Повышены хлебные нормы! Рабочим прибавили по 100 граммов, и отныне они будут получать по 350 граммов хлеба в сутки. Служащим, иждивенцам и детям причитается не по 125 граммов, а по 200.

Надежда окрылила людей. Коль уж стала возможна такая прибавка, значит, дела пошли в гору. И это действительно так. 25 декабря 17-я отдельная автотранспортная бригада доставила в Ленинград 1160 тонн грузов.

Дела пошли в гору не только благодаря возросшим возможностям ледовой трассы. 25 декабря, продолжая развивать наступление, наши войска овладели районом станции Войбокало. Тут же начались восстановительные работы, чтобы через Тихвин и Волхов грузы для Ленинграда могли подаваться на ближайшие к Ладожскому озеру железнодорожные станции Войбокало и Жихарево.

Изнутри блокады удары по врагу наносила 55-я армия, которой командует генерал-майор В.П. Свиридов.

Даже в самые тяжелые дни Ленинград не чувствовал себя обреченным. Теперь тем более, хотя по-прежнему людям очень тяжело. Вот еще одна запись из дневника рабочего Кировского завода Н. А. Балясникова. Она сделана 25 декабря 1941 года.

«Как много лишений приходится переносить нам, ленинградцам! Кажется, больше уже и придумать нечего. Но не возьмут нас немцы, не сломят! Ни голодом, ни холодом, ни обстрелами. Умрем, а не пустим врага сюда». [Вскоре Н.А. Балясников погиб в блокадном Ленинграде - прим. автора.]

Чтобы сломить стойкость защитников Ленинграда, гитлеровцы готовы были пойти на крайние меры. 25 декабря начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковник Гальдер записал в дневнике: «Генерал Бранд... получил задачу на составление расчета использования химических средств против Ленинграда...».

Гитлеровцы подсчитывали, сколько химических средств потребуется для удушения ленинградцев. А в Ленинграде в тот самый день, когда перед генералом Брандом была поставлена эта изуверская задача, Музкомедия перенесла свои спектакли из поврежденного при бомбежке здания в помещение Драматического театра имени А.С. Пушкина.

И еще в этот день в Доме ученых состоялся вечер, посвященный 200-летию со дня смерти знаменитого путешественника В. Беринга. А в городской конторе Госбанка подсчитали, что в фонд обороны поступило от трудящихся Ленинграда 65 миллионов рублей наличными, свыше 13 килограммов золота и около 582 килограммов серебра. [5; 107-108]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 25 декабря

В течение ночи на 25 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах.

* * *

Наша часть, действующая на одном из участков Западного фронта, за два дня боёв захватила 4 танка, 23 орудия, бронемашину, 19 пулемётов, 206 велосипедов, 16 повозок и 20.000 патронов. На другом участке фронта наши бойцы истребили батальон вражеской пехоты и захватили 3 немецких танка, 14 пулемётов, 2 миномётных батареи, 6 автомашин с грузом и один самолёт.

* * *

Наши части, действующие на Калининском фронте, за один день боёв освободили от немцев 50 населённых пунктов и захватили 10 вражеских танков, 18 орудий, 68 автомашин, 25 пулемётов и крупный патронный склад.

* * *

Часть тов. Хасина, действующая на одном из участков Юго-Западного фронта, за один день боёв с противником уничтожила миномётную батарею, 10 противотанковых орудий, сбила 2 самолёта и истребила 500 солдат и офицеров противника.

* * *

Наши бойцы в ожесточённом бою с противником на одном из участков Южного фронта выбили немцев из нескольких населённых пунктов, захватили 8 орудий, 10 миномётов, 5 пулемётов и истребили 300 немецких солдат и офицеров.

* * *

Взятые за последнее время в плен немецкие солдаты сообщают о больших потерях германских войск и о дальнейшем падении боевого духа немецких солдат. Военнопленный ефрейтор 5-й роты 2 батальона 44 полка 11 пехотной дивизии Пауль Христианзен заявил: «Второй батальон за полтора месяца потерял до 300 человек. В 5 роте с каждым днём увеличивается число солдат, выбывающих из строя в связи с простудными заболеваниями и обмораживанием конечностей». Ефрейтор 3 кавалерийского взвода 2 эскадрона разведотряда 21 пехотной дивизии Ничман Гейнц сообщил: «2 эскадрон потерял за последнее время 110 человек убитыми и ранеными. Кроме того, имеется 25 человек простуженных и обмороженных. Мы не дождёмся конца войны. Многие из нас уже давно перестали верить в победу над Россией». Военнопленный ефрейтор 7 роты 110 полка 112 пехотной дивизии Курт Манцман сказал: «Солдаты плохо переносят холода. В нашей роте зарегистрировано 12 случаев обмораживания». Солдат 11 роты 463 полка 263 пехотной дивизии Освальд Биннар заявил: «В 11 роте осталось всего 20 солдат, а в 10 роте — 40. Все солдаты одеты очень легко и жалуются на холод. Много простуженных и больных».

* * *

Трудящиеся Ивановской области своей самоотверженной работой помогают Красной Армии громить немецко-фашистские полчища. Завод текстильного машиностроения, «Торфмаш», завод имени Королёва, «Автоприбор» и другие предприятия перевыполнили годовой план. На заводе «Торфмаш» насчитывается более 240 трёхсотников, 30 работниц Ново-Ивановской мануфактуры по почину ткачих Скосыревой, Бородулиной, Михеевой, Борбашёвой, Трухиной и Прусовой перешли на обслуживание 16 станков, заправленных молескином, вместо 6 по норме, что является рекордным для этого сорта ткани.

В Н-ском депо за время войны сверх плана перевезено свыше 100 тысяч тонн грузов, сэкономлено более тысячи тонн угля. Машинист Титов провёл 35 тяжеловесных поездов, машинист Снегирев — 32 поезда. Целиком стахановским стал котельный цех депо. Все котельщики выполняют две нормы и больше.

Вечернее сообщение 25 декабря

В течение 25 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах. На ряде участков Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов наши войска, ведя бои с противником, продолжали продвигаться вперёд и заняли ряд населённых пунктов.

За 24 декабря уничтожено 34 немецких самолёта. Наши потери — 11 самолётов.

* * *

За 24 декабря части нашей авиации уничтожили не менее 12 немецких танков, 4 бронемашины, 446 автомашин с войсками и грузами, 11 полевых орудий с прислугой, 4 зенитных орудия, 9 зенитно-пулемётных точек, свыше 135 повозок с боеприпасами, 3 автоцистерны с горючим, взорвали склад боеприпасов, в трёх местах разрушили железнодорожное полотно и рассеяли 3 полка пехоты и эскадрон кавалерии противника.

* * *

Часть тов. Короткова, действующая на одном из участков Западного фронта, разгромила штаб 206 немецкого пехотного полка и захватила большие склады боеприпасов, 270 автомашин, 15 орудий, 22 мотоцикла, 50 велосипедов. На другом участке фронта наши бойцы в результате ожесточённого боя с противником захватили 12 вражеских автомашин, 2 орудия, 8 миномётов и 2 знамени 487 немецкого пехотного полка.

* * *

Вражеские автоматчики и пулемётчики, засевшие в помещении церкви в селении Ю., ураганным огнём мешали нашему подразделению продвигаться вперёд. Политрук тов. Рагулин с группой бойцов подобрался к церкви, гранатами и пулемётным огнём уничтожил всех 52 находившихся в ней немцев.

* * *

Чувство тревога и уныния всё чаще и чаще сквозит в письмах, которые получают из тыла немецкие солдаты. Мать солдата Георга Ансельда пишет: «Здесь все говорят, что дела наши на Востоке неладные. Такая война — это нечто ужасное. Ты спрашиваешь, что здесь говорят о войне. Могу тебе сказать, что это самая несчастная война...» Иоганнес Шнейдер спрашивает своего приятеля ефрейтора Гюнтера: «Правда ли то, что говорят здесь и что подтверждают раненые солдаты, якобы у нас катастрофические потери, что целые полки и дивизии полностью истреблены и уничтожены?». Жена солдата Ганса Книппера пишет мужу: «Я часто слушаю фронтовые сообщения рот пропаганды. Так получается всё гладко и прилизано — слушать тошно...»

* * *

В ряде областей колхозники решили откармливать в своих личных хозяйствах скот и птицу для сдачи мяса сверх плана на нужды Красной Армии. Колхозник А. Костин из сельхозартели имени Кирова, Красночикойского района, Читинской области, поставил на откорм бычка. Примеру Костина последовали колхозники С. Болдырев, И. Михайлов, В. Лоскутников и другие. В колхозе «Красный пахарь» поставлено на откорм 3 быка и 10 баранов, в артели имени Молотова — 3 быка, в артели «Герой труда», Хабаровского края, колхозники откормили и сдали Красной Армии 10 телят и 150 кур. В селе Паруновка откормлено и сдано для советских бойцов 16 баранов, 2 телёнка и сотни кур. 50-летняя колхозница артели имени Ленина, Закаменского аймака, Бурят-Монгольской АССР, Гарма Цинсеева сдала для Красной Армии одну свинью и одну корову. Члены одной из сельскохозяйственных артелей Баргузинского аймака поставили в своих личных хозяйствах на откорм для сдачи в фонд обороны около 300 овец. Кроме того, из общественного стада поставлено на откорм 50 голов крупного рогатого скота, 120 овец н 20 свиней. Колхозники 17 артелей этого аймака в своих хозяйствах поставили на откорм 172 свиньи, 740 овец, 35 голов крупного рогатого скота.

В последний час

Разгром волховской группы противника

Части 54 армии генерал-майора тов. Федюнинского (Ленинградский фронт) за период с 18 по 25 декабря разгромили волховскую группу противника. В результате разгрома этой группы нами захвачены следующие трофеи: орудий — 87, станковых пулемётов — 47, ручных пулемётов — 166, автоматов — 57, винтовок — 600, танков — 26, миномётов — 142, грузовых автомашин — 200, патронов — свыше 300.000, снарядов — 18.000, мин — 13.000, гранат — 10.000, велосипедов — 400 и много другого военного имущества. Уничтожено до 6.000 немецких солдат и офицеров. Освобождено от противника 32 населённых пункта.

СОВИНФОРМБЮРО.

[21; 437-439]