16

6 декабря 1941 года - 168 день войны

Началась Клинско-Солнечногорская наступательная операция войск Западного фронта, являвшаяся составной частью контрнаступлении советских войск под Москвой. [3; 110]

Войска левого крыла Западного фронта приступили к проведению Тульской наступательной операции. [3; 110]

Войска правого крыла Юго-Западного фронта начали Елецкую наступательную операцию. [3; 110]

В период наступления Советской Армии, когда ее части подходили к ст. Руднево, Веневского района, Тульской области, партизанская группа под командованием Костромина заминировала дорогу, по которой отступали войска противника. Вышедшая из Руднево штабная машина подорвалась на мине. Фашисты, решив, что пути отхода минированы, начали взрывать свой транспорт, находившийся в селе. Врагу был нанесен значительный ущерб. [3; 110]

Опубликовано сообщение о том, что колхозники Горьковской области сдали в фонд обороны 268 т хлеба, 1617 ц мяса, 250 тыс. л. молока, 7454 кг шерсти, 116 770 штук яиц, 44 т картофеля и 10 т овощей. [3; 110]

Немецкие войска оккупировали Медвежьегорск (Карелия). [1; 97]


Хроника блокадного Ленинграда

Исполком Ленинградского Совета депутатов трудящихся принял постановление о снабжении населения кипятком. Топлива не хватает, и людям порой не на чем даже вскипятить чай. Вот почему во всех районах города предложено оборудовать кипятильники. Организация продажи кипятка на предприятиях возложена на трест Главресторан. Литр кипятку стоит 3 копейки.

Движение по Ладоге перенесено на новую трассу — третью за минувшие две недели. Лед не выдерживает интенсивного движения грузовиков. Из-за этого, а также из-за обстрелов и бомбежек на ледовой дороге потеряно 126 автомашин.

Ладога словно бы испытывает мужество ленинградцев. 6 декабря на девятом километре ледовой дороги образовалась огромная трещина, которую, к счастью, своевременно обнаружили. Перекрыть ее оказалось делом не простым: вода вокруг трещины поднялась на 16 сантиметров и скрыла очертания разлома.

Наводившим эту необычную переправу ефрейтору Гошеву, бойцам Кокореву, Петрову, Разгильдееву и Шестакову пришлось работать в воде, местами поднимавшейся выше колен. И это на морозе! К тому же одно неосторожное движение — и можно было очутиться подо льдом. Пренебрегая опасностью, пятеро дорожников быстро перекрыли трещину, приостановившую движение на трассе.

6 декабря завершилось строительство еще одной автомобильной дороги, которая огромным полукружием обогнула занятый врагом Тихвин. Она шла от станции Заборье Северной железной дороги до Леднева, что в 6 километрах от Кобоны. Эта трасса, получившая название ВАД-102 (военно-автомобильная дорога № 102), оказалась куда более тяжелой, нежели дорога через Ладожское озеро. Машинам приходилось преодолевать крутые подъемы и спуски, снежные заносы. Пролегла она в основном по необжитым местам. К счастью, необходимость в этой сложной трассе вскоре отпала.

Сегодня авианалетов на Ленинград не было. Артиллерийский обстрел длился в общей сложности десять с половиной часов. В городе, на улицах и площадях которого в этот день разорвалось более 200 снарядов, выпускники Академии художеств защищали дипломные проекты. Один из выпускников, Сергей Сперанский, представил проект здания Библиотеки Академии наук СССР. Работа будущего архитектора получила высокую оценку и демонстрировалась затем на выставке.

Какова же дальнейшая судьба проекта? После демонстрации на выставке он где-то затерялся в блокадном Ленинграде. Зато судьба его автора известна. В послевоенные годы Сергей Борисович Сперанский проектировал гостиницу «Ленинград», построенную на Пироговской набережной Невы, вознесшуюся высоко над Ленинградом телевизионную башню и здание телецентра. Он проектировал ряд станций метро, жилых и общественных зданий. Он один из авторов проекта теперь уже сооруженного памятника героям обороны Ленинграда на площади Победы. [5; 100-101]


Воспоминания Давида Иосифовича Ортенберга,
ответственного редактора газеты "Красная звезда"

Настал долгожданный день: началось наше контрнаступление под Москвой. На Калининском фронте — 5 декабря, а на Западном и правом крыле Юго-Западного фронтов — 6 декабря.

Уже к концу ноября стало ясно, что обескровленные и измотанные нашей активной обороной немцы исчерпали свои наступательные возможности. Фронт был растянут. Резервы иссякли. И когда в начале декабря советское командование почувствовало, что противник не в силах больше выдержать контрудары, наши войска сразу же, без паузы перешли в контрнаступление, подготовленное еще в ходе оборонительных боев.

О постепенном назревании перемен можно проследить даже по заголовкам публикаций в «Красной звезде».

Еще 2 декабря корреспонденция Хитрова называлась «Тяжелые бои на новых участках под Москвой». Это на стыке 5-й и 33-й армий в центре Западного фронта, где противник неожиданно прорвал нашу оборону и повел наступление на Кубинку. В следующем номере газеты репортаж того же Хитрова озаглавлен: «Приостановить наступление немцев под Москвой». 4 декабря у Высокоостровского: «Смелые контратаки наших частей». Это о боях на канале Волга — Москва у Яхромы.

В том же номере радостная весть от Трояновского с тульского направления: «Конногвардейцы отогнали немцев на 45 километров от дальних рубежей Москвы». Это о 1-м гвардейском кавалерийском корпусе генерала П.А. Белова, действующем совместно с 50-й армией против танковой армии Гудериана.

Рядом — снимки Кнорринга. Один из них — «Конная атака». Великолепный снимок. Не верится, что это фотография, кажется, что картина художника-баталиста. Второй снимок тоже хорош — это комкор Белов в черной бурке. Он наблюдает за боем. Вот только с подписями получилось неловко. В репортаже-то Трояновского все предельно засекречено: «Части Белова», «конники Белова», «город N»... А подпись под снимком все рассекретила: «Западный фронт. Тульское направление. На снимке: командир 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майор П. Белов наблюдает за своими орлами»... Чего только не случается в газетной спешке!..

В сегодняшней, как и во вчерашней, газете нет уже призывов: «Ни шагу назад!», «Стойко оборонять каждую пядь подмосковной земли». Другие заголовки, другой текст: «Крепче удар по врагу», «Активность наших войск возрастает на всех направлениях. На отдельных участках инициатива перешла в наши руки...» Это еще о наших контратаках, которые завтра перерастут в контрнаступление.

 

Поздним вечером в редакцию приехали Милецкий и Хирен. Привезли отличную боевую информацию — «Контрудар наших войск в районе Наро-Фоминска». Над заголовком поставили рубрику: «В последний час». Заметка эта действительно поступила к нам в последний час, даже в последние минуты перед сдачей номера в печать. Но рубрика озадачила секретаря редакции Карпова:

— Не попало бы нам за эту самодеятельность...

Дело в том, что под такой рубрикой обычно печатались официальные сообщения Ставки и Совинформбюро. Я тоже заколебался было, а потом все же оставил рубрику в надежде, что начальство в большой претензии не будет, а читатели и подавно. Претензий действительно не последовало.

Получили мы и фотографии с того же направления, но из-за позднего времени в номер они не попали. Напечатали их на следующий день — 6 декабря. На одном — панорама подбитых и захваченных немецких танков в районе Наро-Фоминска. На втором — снежное поле, усеянное трупами гитлеровцев. Внушительный предвестник нашего контрнаступления...

А с Калининского фронта Зотов прислал и вовсе боевой материал. Напечатали мы его на первой странице под большим заголовком «Войска Калининского фронта начали наступление». В тексте же сообщались такие подробности: «Операция начала развертываться ночью... В 11 часов утра после мощной артиллерийской подготовки перешли в наступление войска, занимавшие оборону северо-западнее Калинина... Наша часть, действующая в непосредственной близости к восточной окраине Калинина, ворвалась на территорию кирпичного завода... Другая часть, атаковавшая город с севера, очистила от противника Исаевский и Литейный переулки...».

В редакции царило необычное оживление. Готовя очередной номер, мы с нетерпением ждали сообщений о контрнаступлении войск Западного фронта. Корреспонденты «Красной звезды» разъехались, кажется, по всем его армиям. К вечеру они должны были вернуться с полным коробом материалов. Зарезервировали для них первую и вторую полосы.

Но под вечер меня и редакторов других центральных газет пригласили к А.С. Щербакову. Вижу на столе у него «Красную звезду» с материалом о наступлении Калининского фронта.

— Вы забегаете вперед,— сказал он мне. И добавил, обращаясь уже ко всем приглашенным: — В Ставке считают, что пока не следует печатать сообщений о нашем наступлении. Обождем. Пристраивайтесь к сообщениям Информбюро...

Мы поняли, что это — прямое указание Сталина. Александр Сергеевич в подобных случаях редко ссылался на Сталина. Но мы все же догадывались, когда он говорит от себя, а когда передает указания Верховного.

Вернулся я в редакцию, рассказал товарищам о совещании в ЦК партии, и принялись мы в спешном порядке «перестраивать номер», заполнять полосы, предназначенные для сообщений о контрнаступлении, иными материалами.

Пожалуй, за все время Московской битвы у нас не было такой блеклой информации о ней. Да и сводка Совинформбюро такая же бесцветная: «В течение 6 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах». И ни слова о контрнаступлении под Москвой.

Ничего не поделаешь! Торопливость в данном случае действительно может оказать плохую услугу войскам. Ведь контрнаступление только началось. Мы верили в его успех. Однако понимали, что не только такая большая операция, а и любой бой — уравнение с многими неизвестными.

Утром я поехал к Жукову «поплакаться в жилетку». Георгий Константинович сочувственно выслушал меня и посоветовал:

— Потерпи немного....

[7; 293-294]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 6 декабря

В течение ночи на 6 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах.

* * *

Часть тов. Орлова, действующая на одном из участков Западного фронта, за один день боевых действий уничтожила 20 немецких танков и батальон вражеской пехоты, захватила 4 станковых пулемёта, 4 миномёта, 12 автомашин и много других трофеев. На другом участке фронта бойцы тов. Лизюкова уничтожили 8 танков, несколько орудий, истребили свыше двух батальонов вражеской пехоты и захватили 10 станковых пулемётов, 4 миномёта и другое вооружение.

* * *

Часть тов. Шепетова, действующая на одном из участков Южного фронта, в одном бою уничтожила 5 немецких танков, 2 миномётные батареи и захватила большой склад боеприпасов противника.

* * *

Экипаж танка младшего лейтенанта тов. Ермолаева в одном бою уничтожил 5 противотанковых пушек, разрушил вражеский ДЗОТ, два блиндажа и истребил роту пехоты противника.

* * *

Смелое нападение на фашистов совершил неподалёку от гор. Орла партизанский отряд тов. З. Бойцы отряда взорвали пост через реку Н. Вскоре у переправы скопилось 15 автомашин с боеприпасами и различным военным снаряжением. Выдвинув пулемёты к опушке леса, партизаны открыли по противнику сильный огонь. В это время ударили бойцы отряда, зашедшие во фланги врага. В результате двухчасового боя противник потерял убитыми и ранеными до 45 человек. Партизанам достались многочисленные трофеи. Автомашины и груз сожжены. 25 ноября на железнодорожной станции С. партизаны взорвали 3 цистерны с бензином. Возникший пожар уничтожил несколько складов с военным снаряжением немцев.

* * *

Всё шире развёртывается патриотическое движение в Югославии. Многочисленные партизанские отряды успешно истребляют немецких оккупантов. 26 ноября южнее Белграда крупный партизанский отряд разбил наголову роту итальянских стрелков. Упорные бои развернулись западнее города Прибой. Итальянцы пустили в ход авиацию и артиллерию. Несмотря на это, партизаны разгромили свыше батальона фашистов и заняли ряд населённых пунктов. От немецких и итальянских оккупантов освобождена значительная территория.

* * *

Трудящиеся Свердловской области самоотверженным трудом помогают Красной Армии истреблять фашистских захватчиков. Знатный бурщик Красногвардейского рудника Илларион Янкин вырабатывает свыше 8 норм в смену. Коллектив железного рудника горы Высокой, в условиях сильных морозов, дал в три с половиной раза больше руды, чем за такое же время в прошлом году. На 18 процентов перевыполняет план мастер отражательной печи Красноуральского завода тов. Сабенин. Смена волочильщиков тов. Нечипоренко Первоуральском новотрубного завода на десять дней раньше срока закончила ноябрьскую программу. Предложение рационализатора одного из уральских заводов т. Королькова ускорило расточку одной ответственной детали в три раза.

Успешно работают и уральские колхозники. В артели имени Сталина, Краснополянского района, намолачивают за день 100 центнеров зерна вместо 70 по плану. Члены колхоза «Передовик», Тугулымского района, сдали в фонд обороны СССР 50 центнеров хлеба, 5 голов крупного рогатого скота, много птицы.

Вечернее сообщение 6 декабря

В течение 6 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах.

За 5 декабря сбито 14 немецких самолётов. Наши потери — 4 самолёта.

За 6 декабря под Москвой сбито 3 немецких самолёта.

* * *

За 5 декабря нашей авиацией уничтожено 70 немецких танков, более 330 автомашин с войсками и грузами, 7 полевых орудий, 9 автоцистерн с горючим, свыше 200 подвод с боеприпасами, истреблено и рассеяно 2 полка вражеской пехоты и 300 всадников.

* * *

Части тов. Юшкевича, действующие на одном из участков Калининского направления фронта, в ожесточённых боях выбили немцев из ряда населённых пунктов, истребив при этом свыше 350 солдат и офицеров противника и захватив 6 орудий, несколько пулемётов и большое количество боеприпасов.

* * *

Артиллеристы частей тов. Захаркина, действующих на Западном фронте, в ночь на 5 декабря уничтожили 8 немецких миномётных батарей, 1 артиллерийскую батарею, 3 пулемётные точки и истребили до роты пехоты противника.

* * *

Бойцы тов. Лопатина за два дня боевых действий на одном из участков Южного фронта уничтожили 19 немецких танков, 16 автомашин и захватили 17 орудий, 54 автомашины с боеприпасами и другими военными грузами, 3 трактора, 7 миномётов, 8 пулемётов, много снарядов и патронов.

* * *

Немецкие захватчики строят бараки и землянки, чтобы укрыться от зимней стужи. Партизанские отряды, действующие в тылу врага на Калининском направлении фронта, выкуривают немцев из их убежищ. Бойцы отряда тов. И. 27 ноября ночью окружили посёлок, который построили фашисты недалеко от фронта, и подожгли его. Немцы, выскакивавшие из горящих бараков, попадали под меткий огонь партизан. В течение часа славные патриоты истребили 38 немецких солдат. Отлично действуют партизаны-снайперы из отряда, где командиром тов. К. Из укрытий они поражают немецких солдат, водителей автомашин, выводят из строя бронебойными пулями автоцистерны с горючим. За два дня партизаны убили 19 солдат и 4 офицеров, уничтожили 4 автоцистерны с горючим и 2 бронемашины. Партизанский отряд тов. М. за несколько дней уничтожил 7 автомашин с боеприпасами и продовольствием.

* * *

Трудящиеся Омской области самоотверженным трудом помогают Красной Армии истреблять немецко-фашистских захватчиков. Коллектив Тюменского завода имени Кирова досрочно выполнил годовую производственную программу. Успешно выполнили годовые задания Омская картографическая фабрика, паровозо-вагоноремонтный завод и другие предприятия. Замечательные образцы трудового героизма показывают рабочие паровозо-вагоноремонтного завода. Стахановец Алексеев выполняет по 6—8 норм за смену. Работая на трёх станках, токарь Стрелин выполняет норму на 700—800 процентов. Стахановец завода, где директором тов. Лукин, Алексей Ростов работает за шестерых.

Колхозники области дают для Красной Армии и страны много сельскохозяйственных продуктов. Колхоз «Искра», Калачинского района, продал государству 18 тысяч пудов хлеба и, кроме того, внёс в фонд обороны СССР 1.800 пудов зерна. Колхоз имени Сталина, Шербакульсхого района, продал государству 14 тысяч пудов зерна и 2.400 пудов внёс в фонд обороны страны. Колхоз «Степь», Русско-Полянского района, выполнив план хлебосдачи, продал государству 6.000 пудов зерна. Полученные деньги колхозники внесли в фонд обороны. Колхозы Полтавского района откармливают для Красной Армии 1.400 свиней. Колхозы Еланского сельсовета, Нижне-Тавдинского района, досрочно рассчитавшись с государством, сдали в фонд обороны 2.400 пудов хлеба, 72 пуда мяса и поставили на откорм для Красной Армии 50 свиней. Трудящиеся Омской области внесли в фонд обороны страны около 14 млн. рублей наличными и больше чем на 19 млн. рублей облигаций государственных займов. [21; 394-396]