16

18 января 1943 года - 576 день войны

 Государственный Комитет Обороны принял Постановление о строительстве новой железнодорожной линии Поляны (Жихарево) — Шлиссельбург. [3; 319]

 Наступавшие войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились на линии рабочих поселков № 1 и № 5, прорвав блокаду Ленинграда. В результате семидневных боев войска Ленинградского и Волховского фронтов при содействии артиллерии и авиации Краснознаменного Балтийского флота, преодолев сильно укрепленную оборону противника, нанесли тяжелое поражение 170, 227, 96, 61-й пехотным дивизиям, 85-му горнострелковому и 159-му пехотным полкам и вынудили немецкое командование привлечь к району боев дополнительно четыре дивизии с других участков фронта под Ленинградом. [3; 319]

 Наступавшие войска Воронежского фронта расчленили окруженную группировку противника на две крупные изолированные между собой части. Первая из них, окруженная в районе Острогожск, Иловское, Алексеевка, Татарино, Карпенково, Каменка, состояла из остатков пяти дивизий. Вторая группа была окружена в районе Сагуны, Подгорное, Россошь, Стар. Калитва, Белогорье. [3; 319]

 Советские войска освободили железнодорожные станции Каменск и Каменку, города Дивное, Черкесск [3; 319], г. Шлиссльбург. [1; 198]

 Опубликовано сообщение о том, что авиамоторостроительный завод № 24 имени Фрунзе перевыполнил план 1942 г. и по сравнению с 1941 г. выпустил в 4 раза больше моторов для штурмовой авиации. В небывало короткий срок заводом освоен и внедрен в серийное производство более мощный форсированный мотор, значительно повышающий боевые качества штурмовой авиации. Завод успешно работает над внедрением в производство еще более мощного мотора высокого класса. Пять месяцев коллектив завода держит знамя ГКО. [3; 319]

 Опубликовано сообщение о том, что воины Архангельского военного округа и семьи фронтовиков Архангельской области внесли из личных сбережений 8 088 133 рубля на строительство вооружения для Советской Армии. [3; 319]

 Опубликовано сообщение о том, что трудящиеся г. Комсомольска-на-Амуре внесли из личных средств 5 млн. рублей на строительство эскадрильи бомбардировщиков. [3; 319]

 Опубликовано сообщение о том, что железнодорожники Рязано-Уральской железной дороги внесли из личных средств 3 млн. рублей на строительство самолетов для Советской Армии. [3; 319]

 Опубликовано сообщение, что колхозники и колхозницы Орловской области, кроме ранее внесенных 12 млн. рублей на строительство вооружения для Советской Армии, дополнительно внесли 11 млн. 500 тыс. рублей. [3; 320]

 Указом Президиума Верховного Совета СССР Г.К. Жукову присвоено звание Маршала Советского Союза. [1; 198]


Хроника блокадного Ленинграда

Наконец, ровно через шесть суток после начала наступления, ленинградцы и волховчане пожали друг другу руки и по-братски обнялись. В 9 часов 30 минут 12 января началась артиллерийская подготовка, расчищавшая путь вперед нашим войскам. В 9 часов 30 минут 18 января на восточной окраине Рабочего поселка № 1 встретились бойцы 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта.

Спустя полчаса, отбив несколько контратак, 34-я лыжная бригада вышла к Старо-Ладожскому каналу, Шлиссельбургский гарнизон оказался отрезанным от основной группировки противника. Весть об успехе 34-й бригады вызвала особую гордость у ленинградских журналистов. Бригадой командовал их коллега Яков Филиппович Потехин. В прошлом строевой командир и активный военкор, он некоторое время работал в редакции газеты «На страже Родины». Но в сорок втором Яков Потехин, уже вполне квалифицированный журналист, добился возвращения в строй. И вот именно его бригада, сформированная из юных ленинградских лыжников, «закупорила» подразделения гитлеровцев, окопавшихся в Шлиссельбурге.

В 11 часов 45 минут северо-западнее Рабочего поселка № 5 встретились подразделения 269-го полка 136-й стрелковой дивизии ленинградского фронта и 424-го полка 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Ровно в полдень воины этих дивизий встретились также южнее поселка № 5.
В 14 часов в Шлиссельбурге над полуразрушенной колокольней взвился красный флаг. Его укрепил солдат 330-го полка 86-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта М. Г. Губанов.

Из Шлиссельбургской крепости «Орешек», которой враг так и не смог овладеть, хотя находилась она всего в 180—200 метрах от его позиций, 18 января 1943 года был дан последний выстрел.Артиллеристы батареи, установленной здесь еще в начале блокады, все это время вели огонь по вражеским позициям. Самим балтийцам пришлось выдержать невероятные испытания. Только во время одного обстрела гитлеровцы выпустили по «Орешку» 248 тяжелых снарядов и 1000 мин. Всего же они сделали по крепости десятки тысяч артиллерииских и минометных выстрелов.

В связи с тем что теперь появилась возможность проложить железную дорогу по сухопутью, 18 января вечером Государственный Комитет Обороны принял решение прекратить сооружение свайно-ледовой железной дороги через Ладожское озеро. Тут же был утвержден новый план. От Шлиссельбурга, минуя все еще занятую врагом Мгу, дорога выйдет у деревни Поляна на основную магистраль, которая через станцию Волховстрой снова свяжет Ленинград прямым железнодорожным сообщением с востоком страны.

Уже вечером 18 января, вслед за войсками, освободившими Шлиссельбург, сюда прибыла группа инженеров-железнодорожников. Строительство дороги протяжением более 30 километров и двух мостов — через Неву и Назию — предстоит закончить к 8 февраля 1943 года.

В поздний час радио передало внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда. В ночных сменах на предприятиях города состоялись митинги. Воодушевленные победой, рабочие Невского машиностроительного завода, «Большевика», «Вулкана», Металлического, фабрики «Красное знамя» и других предприятий в несколько раз перевыполнили свои сменные задания. Арсений Коршунов, известный своими выдающимися производственными рекордами, к утру выдал 32 нормы. [5; 302-303]