16

6 мая 1942 года - 319 день войны

 СНК СССР принял Постановление «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны». За трудовое устройство и организацию обучения новым профессиям инвалидов Отечественной войны персональная ответственность возлагалась на Народных Комиссаров социального обеспечения союзных республик. На местах создавались постоянные краевые, областные и городские комиссии по трудовому устройству инвалидов. [3; 185]

 Советское правительство направило правительству Великобритании письмо, в котором просило принять меры к отправке в течение мая в советские порты 90 пароходов с важными военными грузами для СССР, застрявших в Исландии и на подходе из Америки в Исландию. [3; 185-186]

 Опубликовано письмо партизан Орловской области, в котором отмечалось, что партизаны и отряды самообороны к маю 1942 г., т. е. за полгода, освободили от врага 345 населенных пунктов. [3; 186]


Хроника блокадного Ленинграда

Сегодняшний обстрел города начался в 15 часов 15 минут, закончился в 15 часов 55 минут. За это время в Ленинграде разорвалось 102 снаряда. 26 из них — на Кировском заводе. Разрушения незначительны, но 8 человек сражено насмерть, 12 отправлено в госпиталь. Всего в городе от вражеского обстрела пострадало сегодня более 40 человек.

Попытка противника бомбить Ленинград с воздуха не удалась. Зато на мыс Осиновец, который призван сыграть немалую роль в летней навигации на Ладожском озере, совершено два воздушных налета. Правда, обошлись они фашистам недешево: отражая эти налеты, наши истребители сбили 21 вражеский самолет.

Невероятно, но 6 мая 1942 года в осажденном Ленинграде состоялся футбольный матч. На поле стадиона «Динамо», пустовавшее с самого начала войны, вышли известные мастера кожаного мяча Валентин Федоров, Аркадий Алов, Александр Федоров, Константин Сазонов, Евгений Архангельский, Виктор Набутов, Борис Орешкин и другие. Они прибыли из частей, в которых служили с первых дней войны. Худоба игроков и вялое начало матча вызывали опасение, что командам (встречались динамовцы и армейцы) долго не продержаться. Но к концу первого тайма игра пошла живей. Чтобы не выключаться из темпа, капитаны договорились сократить перерыв. Даже не присаживаясь, игроки выпили по стакану чая и снова вышли на поле.

Чтобы участники матча могли продержаться до конца (заменять игроков было некем), они решили зря не бегать, а играть короткими передачами. И все продержались, хотя кое-кто играл из последних сил.

Со счетом 7:3 выиграли динамовцы. Но не этим определялся итог сегодняшнего матча. Люди говорили о нем, как о чем-то очень важном. И это было именно так. Футбольный матч в осажденном городе стал как бы приметой перелома к лучшему. [5; 183]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 6 мая

В течение ночи на 6 мая на фронте чего-либо существенного не произошло.

* * *

В ожесточённых уличных боях в одном из населённых пунктов (Калининский фронт) бойцы под командованием тов. Рудакова уничтожили 400 немецких солдат и офицеров, 2 орудия, 2 миномёта, один танк и взорвали склад с боеприпасами. На другом участке фронта наши кавалеристы выбили противника из 3 населённых пунктов.

* * *

Ночью разведывательная группа противника пыталась проникнуть в расположение наших частей, действующих на Западном фронту Обнаружив вражеских разведчиков, наши бойцы открыли ружейно-пулемётный и миномётный огонь и вынудили немцев отойти на исходные позиции. На поле боя осталось 60 убитых гитлеровцев.

* * *

Группа наших бойцов, проникнув в тыл врага, минировала железнодорожный мост. Проходивший воинский эшелон противника потерпел крушение. Убито и ранено свыше 150 гитлеровцев.

* * *

Тринадцать наших снайперов во главе с политруком Сергеевым за три дня истребили 65 немецких солдат и офицеров. Красноармейцы т.т. Ковалёв и Токарев уничтожили по 8 гитлеровцев.

* * *

Отряд орловских партизан под командованием тов. С. пустил под откос железнодорожный состав с немецкими солдатами и офицерами. На другой день партизаны сожгли вражеский танк и взорвали железнодорожное полотно на протяжении 200 метров.

* * *

Ниже публикуются выписки из дневника немецкого унтер-офицера Карла Кемпера:

«28 марта. Наконец, мы в Любани. Разгружаемся... Разговаривали с солдатами, уже участвовавшими в боях. Война им всем страшно надоела.

3 апреля. Утром русские решительно пошли вперёд. Возле меня один наш солдат был ранен, другой — убит.

4 апреля. Русские опять продвинулись вперёд. Это просто удивительно, с каким напором они наступают. Мы совсем лишены сна. В отделении ещё несколько убитых.

7 апреля. Утром всё было спокойно. Вдруг в половине дня начала бить русская артиллерия. Сразу четыре прямых попадания в наши позиции. Много раненых и убитых. Георг Берг ранен осколком. Многие солдаты перепугались насмерть, побросали винтовки и убежали в лес».

* * *

Немецкому солдату Генриху Бунде пишет его брат из Петерсдорфа: «Весна в этом году запаздывает, но у нас в деревне не торопятся с севом. Сейчас всем предложено сдать картофель. Забирают даже то, что оставлено для посева. Я просто не знаю, что делать».

* * *

Наши бойцы, продвигаясь вперёд, обнаружили тяжело раненного красноармейца Стевельбрука. Придя в себя, он рассказал следующее: «Я вместе с группой красноармейцев, выполнив боевое задание, возвращался в свою часть. Неожиданно нас обстреляли замаскированные пулемёты противника. Я и ещё четверо моих товарищей были тяжело ранены. Немцы настигли нас и учинили жестокую расправу. Одному раненому красноармейцу гитлеровцы прикладом размозжили голову, троих бойцов долго пытали, а потом пристрелили из «пистолетов. Меня немецкий офицер избил, а затем ранил выстрелом в упор. Я потерял сознание».

* * *

Положение в Финляндии обостряется с каждым днём. Надвигающаяся катастрофа вызвала тревогу и растерянность среди финских лакеев и подручных Гитлера. Так, финский министр Пеккала на днях заявил: «Наши экономические затруднения весьма серьёзны, особенно с продовольствием... Посадочного картофеля в Финляндии почти нет. Проведению весеннего сева у нас препятствует больше всего отсутствие рабочей силы. По этой же причине срывается сплав леса». Газета «Вазабладет» признаёт наличие в стране «скрытой оппозиции против правительства». Газета «Сатакуннан канса» мечет гром и молнии против тех, кто говорит о мире, и предлагает «поступать с людьми, сеющими пессимизм, неуверенность и недовольство, как с агентами врага».

Вечернее сообщение 6 мая

В течение 6 мая на фронте ничего существенного не произошло.

По уточнённым данным, за 4 мая уничтожено не 12 немецких самолётов, как об этом сообщалось ранее, а 14 немецких самолётов.

За 5 мая уничтожено 6 немецких самолётов. Наши потери — 5 самолётов.

Наш корабль в Баренцевом море потопил транспорт противника водоизмещением в 5.000 тонн.

* * *

За 5 мая частями нашей авиации уничтожено или повреждено 2 немецких танка, 65 автомашин с войсками и грузами, 8 зенитно-пулемётных точек, взорван склад с боеприпасами, разбит железнодорожный состав, рассеяно и частью уничтожено до двух рот пехоты противника.

* * *

В упорных двухдневных боях наши части, действующие на одном из участков Калининского фронта, уничтожили более 1.000 немецких солдат и офицеров. На другом участке советские кавалеристы выбили противника из населённого пункта. Немцы потеряли убитыми и ранеными 300 солдат и офицеров. Наши бойцы подбили немецкий танк и захватили у противника, следующие трофеи: 8 станковых, 7 ручных и 3 крупнокалиберных пулемёта, 6 миномётов, 1 автоматическую пушку, 105 винтовок и 10.000 патронов. Взято в плен несколько десятков немецких солдат.

* * *

Наши части, действующие на отдельных участках Ленинградского фронта, уничтожили 500 вражеских солдат и офицеров. Зенитчики подразделения тов. Суворова сбили немецкий истребитель «Мессершмитт-109».

* * *

На одном из участков Южного фронта противник пытался атаковать наши передовые подразделения, но огнём артиллерии и пехоты был отброшен на исходные позиции. На поле боя осталось много вражеских трупов.

* * *

Во время атаки оборонительного рубежа противника красноармеец Чумаков ворвался во вражеский ДЗОТ. Действуя штыком и гранатой, смелый боец уничтожил 10 гитлеровцев. Вооружившись трофейными гранатами, тов. Чумаков затем подполз к дому, в котором засели немецкие автоматчики, и забросал их гранатами.

* * *

Партизанский отряд «Ф. Д.», действующий в одном из районов Смоленской области, разгромил штаб немецкого артиллерийского полка. Партизаны уничтожили 2 орудия, разрушили телеграфно-телефонную станцию и сожгли склад с боеприпасами. Советские патриоты уничтожили 70 гитлеровцев и захватили 3 пулемёта, миномёт, винтовки, различное военное имущество и документы.

* * *

Пленный обер-ефрейтор 9 роты 3 батальона 248 полка 88 немецкой пехотной дивизии Иоганн Гиммельбауэр рассказал: «Наша дивизия находилась во Франции. Когда появились слухи о том, что дивизию перебросят на советско-германский фронт, группа солдат сбежала в Испанию. На фронт наш батальон попал в марте. За две недели боёв мы потеряли половину личного состава. Неподалеку от нас держал оборону батальон, которым командовал капитан Франке. В каждой из рот этого батальона осталось солдат меньше, чем в нормальном взводе. Многие солдаты ходят в рваных сапогах, которые уже невозможно починить. С продовольствием тоже плохо. У населения теперь брать больше нечего. Крестьян уже давно обобрали. Многие части совершенно небоеспособны. Солдаты ждут конца войны и возвращения домой».

* * *

Несмотря на жестокие репрессии немецких оккупантов, бельгийские патриоты усиливают борьбу против своих поработителей. Недавно крупный военный завод близ Брюсселя (Бельгия), принадлежавший известной немецкой фирме Круппа, прекратил работу ввиду аварии трансформаторной станции. В Антверпене за последнее время неизвестными выведен из строя ряд портовых кранов, а также совершён ряд диверсий, в результате которых нанесены серьёзные разрушения шлюзам и каналам.

* * *

Как передаёт Германское информационное бюро, Геббельс обратился к населению Берлина с призывом принять участие в конкурсе вежливости. «Перед конкурсом поставлена задача выявить 40 жителей Берлина, которые, несмотря на тяготы войны, всегда остаются вежливыми и не теряют самообладания».

Не от хорошей жизни приходится фашистским правителям объявлять подобный конкурс. Голод, каторжные условия труда, а также огромные потери немецких войск на советско-германском фронте окончательно выбили немцев из равновесия. Раз объявлен конкурс, видимо, очень трудно гитлеровцам отыскать в Берлине, в городе с многомиллионным населением; несколько десятков человек, которые «всегда остаются вежливыми и не теряют самообладания».

[22; 270-271]