16

13 февраля 1942 года - 237 день войны

 Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». Мобилизации на период военного времени для работы на производстве и строительстве, и в первую очередь в военной промышленности, подлежали, согласно Указу, мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации для работы на производстве и строительстве, привлекались к уголовной ответственности и по приговору суда подвергались принудительным работам сроком до 1 года. [3; 153]

 Создана подпольная партийная группа в Василькове, Киевской области, в составе тт. Осипенко, Сумарокова, Яроменко, Сысоева, Бубнова и Зотова. Подпольщики распространяли среди населения листовки, вели устную пропаганду и готовили резервы для партизанских отрядов. [3; 153]

 Опубликовано сообщение о том, что, выполняя Постановление СНК СССР о восстановлении шахт Подмосковного бассейна, горняки проявляют образцы трудового героизма. Помимо 24 шахт, восстановленных в январе, в строй вступило еще несколько шахт. [3; 153]

 Опубликовано сообщение о том, что москвичи внесли в фонд обороны около 160 млн. рублей наличными деньгами и, кроме того, большое количество платины, золота, серебра и облигаций государственных займов. [3; 153]


Хроника блокадного Ленинграда

Под Ленинградом активно действовали наши разведчики, стреляли по врагу сотни снайперов, вела огонь артиллерия. С юго-востока по фашистским войскам, обложившим Ленинград, продолжают наносить удары волховчане. Они стараются расширить прорыв, осуществленный накануне в районе населенных пунктов Любино Поле и Мостки.

Еще южнее началась наступательная операция против демянской группировки 16-й армии врага. От Ленинграда это не так уж близко, и ведет там бои Северо-Западный фронт. Но все равно наступление под Демянском — большая подмога Ленинграду.

Забота о Ленинграде поистине повсеместна. 13 февраля, например, бюро Ярославского обкома партии обсудило ход выполнения решений Совета Народных Комиссаров СССР об оказании помощи Ленинграду.

Бюро утвердило график подачи вагонов Ярославской железной дорогой и обязало райкомы партии на местах оказывать помощь хозяйственным организациям в быстрейшем подвозе к станциям отправления продуктов, предназначенных для Ленинграда.

Но и враг не упускает Ленинград из поля зрения. 13 февраля в ставке Гитлера состоялось совещание, на котором главное командование немецких морских сил доложило, что «решающее значение в возобновлении действий военно-морских сил Германии в Финском заливе и в окончательном изгнании русских из Балтики имеют... беспрерывные атаки по русским военно-морским силам в Ленинграде и Кронштадте армейской артиллерией и военно-воздушными силами Германии».

В целях «изгнания русских из Балтики» предусмотрен также «захват островов в Финском заливе для создания операционных баз для тесной блокады Кронштадтской бухты».

А в Ленинграде в это время обсуждался вопрос об устройстве детей, оставшихся без родителей. Исполком Ленгорсовета принял решение, обязывающее исполнительные комитеты районных Советов депутатов трудящихся обеспечить немедленное устройство таких ребят в детские дома, снабдив эти дома топливом, кроватями, постельными принадлежностями.

Этим же решением создана городская комиссия по устройству детей, оставшихся без родителей. Такие же комиссии предложено образовать во всех районах города. [5; 141-142]


Воспоминания Давида Иосифовича Ортенберга,
ответственного редактора газеты "Красная звезда"

Три номера «Красной звезды» заполнены Указом Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями около 1700 советских воинов. В преамбуле написано, что они награждаются «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Кто эти герои? На каком фронте они сражались? За какие конкретно подвиги награждены? В Указе на эти вопросы ответа нет. Но нам и не надо было звонить в наркомат, чтобы все это узнать.

Вижу среди награжденных знакомые имена. Они появлялись на страницах газеты. Вот старший политрук Никита Балашов, комиссар 287-го стрелкового полка, о котором писал Симонов в осажденной Одессе в сентябре сорок первого года. Тот самый полюбившийся писателю комиссар, ставший затем прототипом героя его повести «Левашев». Среди награжденных наш постоянный автор полковник Н.И. Крылов, ныне он начальник штаба Приморской армии... Все награжденные — герои обороны Одессы!

 

В номере — очерк писателя Бориса Ямпольского «Дорога на Ленинград». Зима 1941/42 года была для ленинградцев временем особенно тяжелых испытаний, лишений, жертв. Ежедневно немецкие самолеты бомбили город. Дальнобойная артиллерия противника усиленно обстреливала улицы и дома города. Костлявая рука голода схватила людей за горло. Не было более важной задачи, чем снять блокаду Ленинграда. Эту задачу и поставила Ставка перед Ленинградским, Волховским и Северо-Западным фронтами. Официальных сообщений о наступлении войск этих фронтов еще нет. Пройдет дней десять, и читателю станет известна эта операция. Но нам не терпится, и, хотя и глухо, намек о том, что происходит, можно обнаружить в очерке Ямпольского:

«Здесь немцы поставили черный столб... «До Волхова 6 километров. Стрела указывала на северо-запад. Немцы надеялись замкнуть кольцо вокруг Ленинграда и задушить великий город. Этот черный столб стал могильным столбом для их планов. Дальше они не сделали ни шагу... За спиной осталось Ладожское озеро, где надеялись встретиться финн и немец».

Писатель расскажет также и о ледовой дороге, по которой он вместе с колонной машин пробирался в Ленинград:

«Ночью вместе с хлебом приезжаем в Ленинград. Великий город в ночной тиши стоит суровый, каменный. Он не пропустил немцев, отбил все их атаки... Воины Красной Армии разобьют вражескую блокаду!»

Да, в те дни мы все верили, что блокада Ленинграда вот-вот будет снята...


Оперативного материала в этих номерах вообще-то мало, вместо него газетную площадь продолжают занимать статьи тактического характера. Третий месяц идет наступление. И опыт накопился немалый, и недостатки обнажились. Словом, есть о чем писать. И пошли один за другим статьи, освещающие задачи разных родов войск. О каждой из этих статей можно рассказать много интересного, но я ограничусь их названием; они говорят сами за себя: «Радиосвязь в наступлении», «Прорыв немецкой обороны ударными группами», «Опыт использования артиллерии в лесном бою», «Как находить слабые места неприятельской обороны» и т. п.

Хотелось бы на примере одной из этих статей — о радиосвязи в наступлении — показать их актуальность.

Читатель может удивиться: к чему специальный материал о радиосвязи? Дело это, вроде, яснее ясного. Но так стало позже. Тогда же такие средства связи далеко не везде были в почете. Нашлись военачальники, которые считали проводную связь единственным средством управления, переоценивали ее, с недоверием относились к радиосредствам. Это приводило, особенно там, где противнику удавалось вывести из строя узлы связи бомбежками или диверсиями, к трагическим последствиям. Распространено было мнение, что немцы с большой точностью могут запеленговать наши командные пункты, управления, боевые части и нанести по ним удар. Поэтому порой вообще запрещалось пользоваться радиосредствами или же их удаляли на такое расстояние от штаба, что они по сути не могли быть использованы для управления войсками.

Вот почему такой ценной и важной была статья полковника Е. Кузьмина «Радиосвязь в наступлении».

Впервые выступил в «Красной звезде» Илья Сельвинский. Он прислал из Керчи «Балладу о ленинизме». Удивительные, волнующие стихи. Поэт потом рассказал, как у него родилась эта баллада:

— Когда мы высадились в Керчи и ворвались в город, среди руин и развалин нас больно задело зрелище обнаженного цоколя, на котором до прихода немцев стоял бронзовый памятник Ленину. Жители города рассказывали мне, что на шесте, торчавшем из цоколя, фашисты в издевку повесили молодого политрука. Но политрук держал себя мужественно, и, когда на его шею набросили петлю, он вытянул правую руку, повторяя позу монумента, и крикнул: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Этот политрук потряс меня до глубины души. Имени его мне узнать не удалось. Политрук превратился в легенду...

Об этой легенде и написал Сельвинский свою балладу. И с этих стихов Илья Львович стал нашим постоянным корреспондентом.

А ныне, пытаясь установить имя политрука, я обратился с этой просьбой к поисковым группам Керченского горкома комсомола, в редакцию «Керченского рабочего». Газета даже опубликовала мое письмо. Об этом герое баллады Сельвинского многие горожане знают, а иные и видели эту трагедию. Но, увы, его имя так и не удалось установить.


Напечатаны оригинальные снимки.

На Калининском фронте воевала авиационная дивизия, в которой собрались легендарные летчики М. Громов, А. Юмашев и Г. Байдуков. Узнав об этом, мы послали к ним фотокорреспондента Олега Кнорринга. И вот в газете на первой полосе появились три снимка с такой подписью: «В авиасоедииении, которым командует Герой Советского Союза комбриг М. М. Громов. На снимках: 1. Летчик-истребитель тов. Гриньчик докладывает командованию соединения о выполнении боевого задания. Слева направо: Герой Советского Союза командир авиасоединения комбриг М. Громов, командир истребительного полка полковник А. Юмашев и помощник начальника авиасоединения полковник Г. Байдуков. 2. Герой Советского Союза полковник А. Юмашев наблюдает за воздушным боем над аэродромом между истребителями его части и «мессершмиттами-109». 3. Пикирующие бомбардировщики бомбят укрепления фашистов около одной из деревень. (Снимок сделан с самолета) ».

Мы рады были рассказать о боевой судьбе прославленных в довоенные времена летчиках. Что же касается последнего снимка, то Кнорринг уже приучил нас не удивляться его полетам на боевых машинах...


Как ни тесно на страницах последних номеров газеты, для Ильи Эренбурга всегда место есть. Вот и в эти дни он напечатал небольшие заметки, беспощадно разившие «фрицев»: «Последний куроед», «Ироды» и другие. В заметке «Ирод» всего тридцать газетных строк, но это меткий выстрел по врагу:

«По преданию царь Ирод приказал истребить младенцев. Имя Ирода стало нарицательным, и, не думая о древнем царе, люди говорят про бессердечного человека: «Ирод».

Мы знали, что немцы убивают детей. Мы думали, что этим занимаются самые подлые, самые бесчеловечные. Теперь мы знаем, что этим занимается вся немецкая армия. Убивать детей — таков приказ германского командования.

Вот он:

«Командный пункт дивизии. 25 ноября 1941.

Очередной приказ № 91 по дивизии.

Лозунг дня (зачитать перед строем):

Страх перед немцами должен войти в каждого до самых его костей. По отношению к большевистским «подчеловекам»... не может быть никакого снисхождения. Это относится также к женщинам и детям. Партизан и их единомышленников — на первый сук».

В другом приказе — 13 армейского корпуса от 28 ноября 1941 г.— немецким солдатам предлагается уничтожать, как партизан, «мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 16 лет».

Солдаты? Нет, убийцы детей. Люди? Нет, ироды». [8; 71-74]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 13 февраля

В течение ночи на 13 февраля происходили наступательные бои наших войск против немецко-фашистских войск.

* * *

Наша кавалерийская часть, действующая на одном из участков Западного фронта, выбила немцев из укреплённого района и захватила 6 пулемётов, 8 автоматов и большое количество другого оружия и снаряжения. На другом участке фронта часть под командованием тов. Кузнецова отбила контратаку вражеского полка и уничтожила немецкий тяжёлый танк. На поле боя осталось свыше 200 убитых солдат и офицеров противника.

* * *

На отдельных участках Калининского фронта наши части за один день заняли несколько населённых пунктов, захватили 280 автомашин, большое количество боеприпасов, уничтожили 10 немецких пулемётов и несколько орудий. Противник потерял свыше 1.000 солдат и офицеров.

* * *

Нашими частями, действующими на отдельных участках Ленинградского фронта, за один день уничтожено до 1.200 немецких солдат и офицеров. Части командира Свиридова, атаковав немцев, разрушили 26 ДЗОТов, 3 наблюдательных пункта, 5 укрытий для миномётных батарей, свыше 30 блиндажей, уничтожили 18 орудий, 26 пулемётов и захватили большие трофеи.

* * *

Миномётный расчёт красноармейца тов. Хромченко, открыв огонь по отступающей вражеской автоколонне, уничтожил 6 грузовиков с боеприпасами и продовольствием и штабную автомашину.

* * *

Партизанский отряд тов. С., действующий в одном из районов Харьковской области, оккупированных немцами, совершил налёт на село, занятое противником. Нападение партизан было настолько неожиданным для гитлеровцев, что они не успели взяться за оружие. Партизаны перебили до 40 солдат и офицеров. Этот же отряд разрушил во многих местах связь между частями противника и его штабом, взорвал две немецкие автомашины с солдатами.

* * *

Пленный ефрейтор 526 полка 298 немецкой пехотной дивизии Герберт Ганс рассказал: «Уже в декабре весь личный состав 526 полка был сведён в два батальона. Во время последнего наступления русских на Южном фронте полк потерял 11 орудий полковой артиллерии, 11 противотанковых орудий, много пулемётов и миномётов».

* * *

Пленный ефрейтор 9 роты 21 танкового полка 20 танковой дивизия Эммануил Шмидт рассказал: «По дороге между Волоколамском и Рузой я видел, как немецкие солдаты убили 15 красноармейцев. Эти красноармейцы были ранены в последних боях. Они шли очень медленно. Тогда солдаты, сопровождавшие пленных, расстреляли их».

* * *

В городах Гадяч и Зеньково, Полтавской области, немцы замучили 280 советских граждан. Трупы замученных гитлеровцы свалили в ямы, туда же бросили живых детей и зарыли их вместе с убитыми родителями.

* * *

Бурщик Сокольного рудника (Восточный Казахстан) В.И. Дементюк выполнил сменное задание на 4.714 процентов.

Вечернее сообщение 13 февраля

В течение 13 февраля наши войска с боями продвигались вперед. Контратаки, предпринятые противником на отдельных участках фронта, были отбиты с большими для немецких войск потерями.

За 12 февраля уничтожено 16 немецких самолётов. Наши потери — 7 самолётов.

* * *

За 12 февраля частями нашей авиации уничтожено и повреждено более 100 немецких автомашин с войсками и грузами, 70 повозок с боеприпасами, 12 полевых орудий, взорвано 3 склада с боеприпасами, рассеяно и частью уничтожено 5 рот пехоты противника.

* * *

Часть, которой командует тов. Давыдовский (Западный фронт), отбила несколько ожесточённых контратак противника. На поле боя осталось 300 трупов вражеских солдат и офицеров. На другом участке артиллеристы нашей стрелковой частя отразили контратаку вражеского полка, поддержанного 4 танками. Два немецких танка подбиты.

* * *

Наша часть, действующая на одном из участков Юго-Западного фронта, отразила две контратаки немцев и, преследуя противника, захватила 15 вражеских дерево-земляных огневых точек, 2 орудия, 7 пулемётов, 2 радиостанции, много снарядов и винтовочных патронов. Противник потерял убитыми 150 солдат и офицеров.

* * *

Командир взвода тов. Алиев с группой разведчиков совершил ночное нападение на деревню, занятую противником. В результате боя наши разведчики истребили 20 немецких солдат, захватили два пулемёта, важные оперативные документы и разное снаряжение.

* * *

У убитого немецкого обер-ефрейтора Эрнста Кротцингера найдено неотправленное письмо на родину. Приводим выдержки из письма: «...Наш полк почти уничтожен. Прошлой ночью в селе одна рота нашего полка подверглась нападению. Только 6 человек из всей роты спаслись и добрались до своей части. Сегодня утром мы ходили в разведку и видели, как русские разъезжали по этому селу на машинах нашей разгромленной роты... Долгое пребывание вблизи противника изматывает нервы. Мы уже не можем дальше оставаться в таком положении. Две роты полка полностью разбиты... Наиболее сильные роты насчитывают по 50—60 солдат... Всё время стрельба, всё время отступление, всё время потери. Жечь сёла, гнать мирных людей, женщин, детей, голых и босых, в снежные пустыни. Война! Что означает это слово — вы, на родине, никогда не поймёте. Невероятные бедствия, смерть. За что?..»

* * *

Отступая из деревни Агарыш, Смоленской области, гитлеровцы расстреляли 37 колхозников и колхозниц. В деревне Ломаново немцы зверски замучили 70 пленных красноармейцев и 12 колхозников.

* * *

Екатериновский сельский совет, Кагановичского района, Ворошиловградской области, подсчитал, что за время пребывания немецких грабителей и убийц на территории Екатериновского сельского совета гитлеровцы разграбили у колхозников только личного имущества на сумму 362.109 рублей.

* * *

Забойщик шахты «Центральная» в Кемерово Никифор Систеров, став на стахановскую вахту в честь XXIV годовщины Красной Армии, добился выдающегося успеха. Работая отбойным молотком, он перевыполнил норму в 10 раз, дав стране около шести вагонов угля. [22; 102-104]