16

11 февраля 1942 года - 235 день войны

 Опубликовано сообщение о том, что энергетики Азербайджана сэкономили за время войны миллион киловатт-часов электроэнергии и около 10 тыс. т топлива. [3; 152]

 

 

 


Хроника блокадного Ленинграда

Сегодня всеобщая радость: объявлена третья прибавка хлеба! Рабочие и инженерно-технические работники получают теперь по 500 граммов хлеба в день (рабочие горячих цехов — даже по 700), служащие — по 400, дети и иждивенцы — по 300. Кроме того, с этого дня для всех питающихся в столовой введен так называемый льготный пятидесятипроцентный зачет по крупе. Проще говоря, рабочие будут получать в месяц дополнительно по два килограмма крупы, служащие — по полтора, дети — по кило двести, иждивенцы — по килограмму. В условиях Ленинграда прибавка весьма существенная.

Была в этот радостный день и тревога. Нет, не воздушная. Немецкая авиация понесла такой урон, что у нее нет сил совершать регулярные налеты на Ленинград, как это было в сорок первом. Повод для тревоги был другой. В Ленинграде появились больные тифом, и в связи с этим 11 февраля горком партии образовал чрезвычайную противоэпидемическую комиссию. Затем были созданы такие же районные комиссии.

Очаг заболевания — детский дом на углу Загородного проспекта и Можайской улицы — был буквально блокирован. До окончания установленного карантина никому не разрешалось выходить отсюда. Продовольствие, лекарства и все, в чем нуждался детский дом, передавалось через особые приемники. Все это помогло локализовать очаг заболевания и предотвратить губительную для осажденного города эпидемию тифа.

11 февраля делегация Приморского края прибыла на Ораниенбаумский плацдарм. Как и на других участках фронта, дальневосточники встретились с лучшими воинами. Не со всеми, разумеется. Многие вели в этот день бой вблизи деревни Порожки. В их числе был и лейтенант Петр Зубков. Бой этот сложился не совсем удачно для взвода морских пехотинцев, которым он командовал. Атаковав противника, моряки неожиданно попали под огонь хорошо замаскированного дзота. Вперед двинулись два смельчака — Петров и Сахаров. Но уже в нескольких метрах от амбразуры они погибли. Зубков, хотя уже был ранен, сам пополз к дзоту. Метко брошенная им граната оборвала пулеметную дробь. Но стоило бойцам подняться в атаку, как он опять зачастил. Роте во второй раз пришлось залечь. Вперед рванулся только один человек — лейтенант Зубков. С налета он бросился на амбразуру и закрыл ее своим телом. Атакующие стремительно двинулись вперед.

Сегодня командующий Ленинградским фронтом за доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе против немецких захватчиков, от имени Президиума Верховного Совета СССР наградил орденом Красного Знамени командира отряда № 5, в недавнем прошлом заведующего кафедрой института имени Лесгафта, Дмитрия Федоровича Косицына. Орденами и медалями награждены еще 16 лесгафтовцев из этого же отряда.

Артиллерийский обстрел города вражеская дальнобойная артиллерия начала с рассвета. В 7 часов 45 минут разорвался последний снаряд. Но именно этот последний, попав в деревянный дом на углу проспекта Обуховской обороны и Бертовского переулка [ныне улица Чернова – прим.автора], ранил 10 человек и убил двоих. [5; 140-141]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 11 февраля

В течение ночи на 11 февраля происходили наступательные бои наших войск против немецко-фашистских войск.

* * *

Бойцы части тов. Эрастова (Западный фронт), освободив от немцев два населённых пункта, захватили у противника 60 автомашин, 6 орудий, 14 пулемётов, 33 мотоцикла и 11.400 винтовочных патронов. На другом участке фронта наша стрелковая часть в ожесточённых боях уничтожила 4 немецких танка и 4 орудия, захватила 13 пулемётов, 2 противотанковых орудия, 2 автомашины, 50 велосипедов, 12 повозок с боеприпасами и другим военным имуществом. Немцы потеряли убитыми 400 солдат и офицеров.

* * *

Наши части, действующие на отдельных участках Ленинградского фронта, за один день боёв уничтожили 1.500 солдат и офицеров противника. Советские артиллеристы и разведывательные группы уничтожили 3 немецких танка, 6 орудий, 5 станковых пулемётов, 3 миномёта и разрушили 46 ДЗОТов и блиндажей противника.

* * *

На одном из участков Южного фронта противник, получив значительные подкрепления, пытался контратаковать наши части. Встретив немцев метким огнём, наши бойцы отбросили врага с большими для него потерями. На поле боя осталось 850 трупов немецких солдат и офицеров. Взято в плен 20 немцев, среди которых майор, командир первого батальона 85 пехотного полка.

* * *

Сапёры-красноармейцы тт. Зотов, Егоров, Козлов и Епифанов в боях за деревню П. умело расставленными минами уничтожили три немецких танка.

* * *

Партизанский отряд под командованием тов. К., действующий в одном из районов Смоленской области, оккупированных немцами, ведёт успешную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Партизаны сожгли мост на дороге, по которой немцы подвозили боеприпасы к фронту. В результате движение было прервано на два дня. Через несколько дней отважные патриоты взорвали железнодорожный мост. На тракте бойцы уничтожили вражескую легковую машину и убили немецкого генерала. Группа партизан напала на колонну, расчищавшую дорогу от снега. Уничтожив 4 немецких унтер-офицеров, партизаны освободили 25 пленных красноармейцев, работавших в этой колонне.

* * *

Пленный ефрейтор 9 роты 485 полка 262 немецкой дивизии Адам Рейнбардт рассказал: «Только в последнем бою наша рота потеряла 36 солдат убитыми и ранеными. В роте осталось не больше 20 человек. В числе выбывших из строя, кроме убитых и раненых, много обмороженных. Питание скверное. В особенности остро чувствуется недостаток хлеба. За последней время мы получали его не больше 100—150 граммов в день... Из нашей роты дезертировало 6 человек, которых сейчас разыскивают. Двух из них — Рихарда Гана и Трайда — я знаю лично. Остальные лишь недавно прибыли из резерва, и фамилий их я не помню».

* * *

В Приуральном районе, Западно-Казахстанской области, за дни Великой Отечественной войны 209 женщин изучили трактор и получили звание трактористок. Сейчас на курсах по подготовке трактористов обучается ещё 231 женщина.

Вечернее сообщение 11 февраля

В течение 11 февраля наши войска, отбивая контратаки противника, продолжали наступательные бои и вновь продвинулись вперёд.

За 10 февраля уничтожено 12 самолётов противника. Наши потери — 8 самолётов.

За 11 февраля под Москвой сбито 2 немецких самолёта.

* * *

За 10 февраля частями нашей авиации уничтожено и повреждено 6 немецких танков, 20 орудий, 9 бронемашин, 200 автомашин с войсками и грузами, 60 повозок с боеприпасами, 15 зенитно-пулемётных точек, рассеяно и частью уничтожено да трёх батальонов пехоты противника.

* * *

Красноармейцы одного из подразделений гвардейской части, которой командует тов. Сиязов (Западный фронт), отрезав пути отхода отступающей вражеской части, захватили 2 немецких танка, 4 орудия, 3 миномёта, 2 противотанковых ружья, 6 автомашин, 100 повозок с продовольствием и военным имуществом и много других трофеев. Противник потерял убитыми свыше 100 солдат и офицеров.

* * *

Наша кавалерийская часть, действующая на одном из участков Юго-Западного фронта, обратила в бегство противника и захватила 7 автомашин, 3 миномёта, 5 пулемётов, много автоматов и винтовок.

* * *

Группа гвардейцев под командованием старшего лейтенанта Савченко блокировала 7 вражеских ДЗОТов и взорвала их связками гранат. Все находившиеся в ДЗОТах гитлеровцы погибли. Смелые действия гвардейцев обеспечили успешное продвижение вперёд нашей стрелковой части.

* * *

Орудийный расчёт сержанта Якова Земзюлина ночью выкатил своё орудие на открытую огневую позицию и прямой наводкой уничтожил несколько вражеских ДЗОТов, подавил 16 огневых точек и взорвал склад с боеприпасами.

* * *

Партизанские отряды Ленинградской области в течение января, по неполным данным, уничтожили 1.400 гитлеровских солдат и 62 офицера. Советские патриоты взорвали в тылу у противника 8 складов с боеприпасами, несколько поездов, уничтожили один немецкий самолёт, 8 танков и танкеток, 2 зенитных орудия, 147 автомашин, гружённых боеприпасами, 2 тягача с прицепами, две радиостанции, нарушили в ряде мест линии полевой связи.

* * *

Пленный ефрейтор 351 полка 183 пехотной дивизии Эдуард Герберт, член фашистской партии, рассказал: «Настроение у солдат подавленное. Немецкая армия несёт большие потери. За последние 3—4 дня наша рота потеряла убитыми, ранеными и пленными 110 человек. Сейчас в роте осталось не более 40 солдат. Тёплого обмундирования до сих пор не выдали. Нам говорили, что в Германии идея сбор тёплых вещей. Но пока что никто из нас не получил ничего, даже перчаток».

* * *

Отступая из посёлка Ямы, Сталинской области, немецкое зверьё расстреляло и замучило многих советских граждан. Представители местных организаций и жители посёлка составили акт, в котором говорится, что во дворе гражданки Шепотько М.С. обнаружены трупы зверски замученных немцами Дьяченко В.П., Кравченко Ф.Д., Иваненко Я.Ф., Олейник И.Е., Кравченко Н.П. У жертв гитлеровцев изуродованы лица, глаза выколоты, нижние челюсти раздроблены. У одного трупа проломлен череп, на груди видны следы ранения ножом.

* * *

Один из заводов текстильного машиностроения, эвакуированный в глубокий тыл, перешёл на выпуск миномётов. Освоив новое производство, рабочие и инженерно-технические работники значительно перевыполняют задание. Кузнец Гортанов даёт в смену 5 норм, тт. Комосов, Шпырёв, Коренёвкин — по две с половиной нормы. Красная Армия получила от завода дополнительно сверх программы миномёты для двух дивизий. [22; 99-100]