16

3 февраля 1942 года - 227 день войны

 Войска Западного фронта, прорвавшиеся к Вязьме, в результате контрударов противника в районе Людинова и севернее Юхнова оказались в тяжелом положении. В ходе боев противнику удалось перерезать коммуникации советских войск, лишив их подвоза и связи с фронтом, в результате чего они были вынуждены перейти к обороне. [3; 148]

 Над Москвою сбито 9 немецких самолетов. Всего на советско-германском фронте сбито в воздушных боях 29 и уничтожено на аэродромах 16 самолетов противника. [1; 120]

 


Хроника блокадного Ленинграда

С того времени, когда Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железнодорожной ветки Войбокало — Кобона — Коса, прошло немногим более 20 дней. И вот уже завершены подготовительные работы и началось строительство. Сильный мороз с ветром никого не остановил. На трассу вышли тысячи людей.

Сегодня «Ленинградская правда» рассказала в передовой статье о факте, весьма характерном для осажденного Ленинграда.

Истощение свалило с ног жену красноармейца Устинова. У нее уже не было сил сходить в магазин за продуктами, не было сил ухаживать за четырьмя малолетними детьми. Семье грозила гибель. Но нашлись люди, которые пришли на помощь солдатке и ее детям.

Дружинницы Красного Креста Тося Антонова, Лена Маркова, Аня Федорова и Тася Истомина, узнав, в каком тяжелом положении оказалась семья бойца, пришли к Устиновой. Они истопили печь, выкупили в магазине продукты, помыли и накормили детей, постирали белье, убрали квартиру. А сами-то помощницы едва держались на ногах.

Старший сержант Владимир Краснов, получивший накануне поздравление от командира дивизии в связи с тем, что уничтожил 100 фашистов, сегодня одержал еще две снайперские победы. [5; 135-136]


Воспоминания Давида Иосифовича Ортенберга,
ответственного редактора газеты "Красная звезда"

С фронтов нет сообщений об освобождении новых городов. Полосы газеты заполняются материалами главным образом об опыте боевых действий наших войск, а также об оборонительной тактике противника. Назову хотя бы такие: «Ближний бой пехоты в наступлении», «Как мы организуем взаимодействия артиллерии с пехотой», «О тактике немцев при обороне и отступлении», «Минные заграждения немцев и борьба с ними» и т. п.

Директива Ставки от 10 декабря требовала не давать немцам передышки, «гнать их на запад без остановки, заставить их израсходовать свои резервы еще до весны, когда у нас будут новые большие резервы, а у немцев не будет больше резервов, и обеспечить таким образом полный разгром гитлеровских войск в 1942 году». В те дни казалось, что эта задача успешно решается. Немцы подбрасывают то на один, то на другой участок фронта из своих резервов свежие дивизии. В передовой статье «Гнать врага без остановки» названо их количество — тринадцать дивизий. А в статье «Какие резервы бросают немцы в бой» даже перечислены номера дивизий. Кроме того, беспрерывным потоком идут из Германии резервные батальоны. Все это, как жерновами, перемалывается нашими войсками. Словом, все, казалось, идет так, как было намечено Верховным Главнокомандованием...


В этом номере опубликовано стихотворение Константина Симонова, посвященное Алексею Суркову, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Долгая жизнь была суждена этому прекрасному стихотворению.

Зашел ко мне Симонов и сказал, что задумал написать пьесу о войне. Столько, мол, он перевидел, что хотелось бы написать что-то большее, чем очерк.

— Ну что ж,— сказал я ему,— дело хорошее.

— Да, но мне для этого нужен отпуск хотя бы на месяц,— объяснил писатель.

Согласие я дал, только поскупился: дал не месяц, а двадцать дней. Вот что писал об этом Симонов в своих дневниках:

«Согласившись дать мне отпуск, пока я буду писать пьесу «Русские люди», он не забыл оговорить, что в случае каких- нибудь экстраординарных событий сразу же вытребует меня на фронт. «Да, впрочем, ты и сам не усидишь»,— сказал он. Это была его вечная, подкупавшая меня присказка».

И вот Симонов засел за пьесу. Она была напечатана в журнале «Знамя». Симонов в это время был на Брянском фронте. Открыв очередной номер газеты «Правда», он с удивлением увидел на ее страницах свою пьесу, занявшую целую полосу. На следующий день — снова полоса. И так в четырех номерах. Оказалось, что пьесу прочитал Сталин и предложил «Правде» ее перепечатать.

Должен признаться, нас огорчило, что «Русские люди» появились не в «Красной звезде». Хотя я понимал, что ее разумнее печатать в «Правде», а не в нашей газете. Весь тираж «Красной звезды» уходил на фронт, войска были в движении, кто и на какой сцене ее поставит? И все же было досадно: наш — штатный — корреспондент написал пьесу, а напечатана она была не у нас. Обычные редакторские переживания! Впрочем, как известно, литература не знает и не должна знать штатных ограничений и субординаций...

Однако, возвращаясь к началу рассказа, укажу, что через пять дней я все же вытребовал Симонова. И основания для этого, считал я, были серьезные. Но об этом — в следующей главе. [8; 59-60]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 3 февраля

В течение ночи на 3 февраля наши войска продолжали вести активные действия против немецко-фашистских войск.

* * *

Наши части, преследуя остатки бежавших из гор. Сухиничи полков, разгромленных 208 и 216 немецких пехотных дивизий, вывели из строя за один день боёв около 200 солдат и офицеров, подбили вражеский танк, уничтожили противотанковое орудие, 100 повозок с фуражом и боеприпасами и захватили 5 орудий, 4 пулемёта, 4 автомашины и миномёт. На другом участке Западного фронта наша стрелковая часть, выбив усиленный батальон противника из пункта Я., захватила 2 исправных немецких танка.

* * *

На одном из участков Юго-Западного фронта наша часть за несколько дней захватила у противника 7 орудий, 5 станковых пулемётов, 11 ручных пулемётов, один танк, 12 автоматов. Противник потерял 200 солдат и офицеров.

* * *

Лётчики-гвардейцы одной из авиачастей Калининского фронта капитаны Зайцев и Мещеряков атаковали группу немецких бомбардировщиков, шедших под прикрытием двух истребителей. В результате боя наши гвардейцы сбили по два вражеских самолёта. Остальные машины врага повернули обратно.

* * *

Группа красноармейцев во главе с майором Садчиковым, совершив смелый ночной налёт на село А., перебила до 60 солдат и офицеров противника, уничтожила миномётный расчёт и два крупнокалиберных пулемёта.

* * *

Красноармеец тов. Потягин скрытно пробрался к штабу немецкой части и умелыми действиями уничтожил 14 вражеских солдат и 2 офицеров.

* * *

Партизан-пулемётчик тов. Б. из одного отряда ленинградских партизан в бою с гитлеровскими бандитами уложил 8 немцев.

* * *

У убитого немецкого ефрейтора Иоганна Фукса найдено письмо к родным, в котором он жаловался: «Нельзя описать всего того, что нам здесь приходится переносить. Пожалуй, вы бы ещё подумали, что всё это неправда. Но, поверьте мне, что наши солдаты сейчас коченеют от холода. Они страшно опустились и ходят грязные и завшивленные. Все намотали на себя различные тряпки, взятые у местных жителей».

* * *

У убитого немецкого солдата Гейнца найдено письмо от жены. В нём говорится: «Фюрер сказал, что в 1942 году мы будем ещё лучше вооружены и сможем успешно продолжать войну. После этого сразу все женщины опустили головы. Ведь мы все ожидали и надеялись, что война окончится ещё в 1941 году. Работницы фабрики, на которой я работаю, были ошеломлены. Все ходят печальные. Только немногие, которые никого не имеют на фронте, да дурочки ещё резвятся»...

* * *

Югославские партизаны наносят тяжёлые удары немецко-итальянским оккупантам. В результате трёхдневных боёв партизаны очистили от гитлеровцев Полянску долину. Немцы потеряли убитыми около 200 солдат и офицеров. На железной дороге Сушак — Загреб пущен под откос воинский поезд. Взорван химический завод, работавший на немцев.

* * *

В Молотовской области в дни Великой Отечественной войны на предприятия взамен мужчин, ушедших на фронт, пришли 7.000 девушек. Все они успешно овладевают различными производственными специальностями.

Вечернее сообщение 3 февраля

В течение 3 февраля наши войска на большинстве участков фронта продолжали вести наступательные бои. Противник вводил в бой новые резервы. На некоторых участках фронта вражеские войска переходили в контратаки, которые были отбиты с большими для немцев потерями. Наши войска вновь продвинулись вперёд.

За 2 февраля сбито в воздушных боях 5 и уничтожено на аэродромах 16 немецких самолётов. Всего за этот день уничтожен 21 самолёт противника. Наши потери — 6 самолётов.

За 3 февраля под Москвой сбито 9 немецких самолётов.

* * *

За 2 февраля частями пашей авиации уничтожено 2 немецких танка, 145 автомашин с войсками и грузами, 180 подвод с боеприпасами, 12 орудий с прислугой, 2 зенитно-пулемётные точки, разбито 7 железнодорожных вагонов, уничтожено и рассеяно до двух батальонов пехоты противника.

* * *

Бойцы части под командой т. Мартиросяна (Западный фронт) в боях за населённый пункт Б. захватили 4 вражеских танка и 12 автомашин. На другом участке одно из подразделений части командира Давыдовского отбило контратаку вражеских войск. Противник оставил на поле боя свыше 100 убитых солдат, три пулемёта и 6 автоматов.

* * *

Наша часть, действующая на одном из участков Юго-Западного фронта, прорвав укреплённые рубежи противника, сломила сопротивление немцев и вынудила их к поспешному отступлению. На поле боя осталось 1300 убитых немецких солдат и офицеров. Уничтожено 4 немецких орудия, 12 миномётов, 13 пулемётов, 72 автомашины, 59 повозок с боеприпасами и военным имуществом. Захвачено много снарядов и винтовочных патронов.

* * *

6 советских разведчиков под командой сержанта Чусова совершили ночной налёт на село, где расположился немецкий отряд. Храбрецы-разведчики перестреляли 30 гитлеровцев. Остальные обратились в бегство.

* * *

В бою за деревню Н. красноармеец Саболин в штыковой атаке заколол 8 вражеских солдат.

* * *

Отряд украинских партизан под командованием тов. Г. совершил нападение на неприятельскую колонну. В завязавшейся перестрелке бойцы отряда уничтожили 34 и взяли в плен 4 немецких солдата.

* * *

Ниже публикуются выписки из дневника, найденного у убитого немецкого обер-лейтенанта Видитца.

«1 ноября. Опять в роте. Я был потрясён, когда узнал, что все солдаты роты до такой степени завшивели. Рота уже сильно потрёпана. 42 человека убиты и 85 ранены. Осталось 2 офицера, 10 унтер-офицеров и 40 солдат.

5 ноября. Во время обеда и вечером артиллерийская стрельба. 1 убит и 6 ранено.

13 ноября. Днём четырёхчасовая артиллерийская и миномётная стрельба. На этот раз стреляли из 150-мм орудий. Мы спрятались в погребе для картофеля. В роте опять много раненых.

5 декабря. Ночью был разрушен перекрёсток дорог. Пулемёты взлетели в воздух, истребители танков бросили 3 орудия. Наш батальон получил задание — восстановить дорогу и притащить брошенные три орудия. 10 часов пробыли на морозе. Результаты этого — обмороженные носы, уши, руки, ноги. Двое ранены.

6 декабря. 11 обмороженных солдат отправлены в лазарет. 9 обмороженных ещё оставили. Их считают «пригодными к службе».

7 декабря. Русские наступают по всему фронту.

14 декабря. Русские прорвались на участке 111 пехотного полка. Мы отступаем. Около полудня пришло донесение, что русские прорвались на участке 106 пехотной дивизии. Нам предстоит угроза быть отрезанным. С наступлением темноты отступаем. Мы вынуждены оставить 60 километров местности, завоёванной с боями. Мы отходим к Сергиевке. При переходе через ручей проломился лёд. Машины и орудия погибли. В роте осталось 2 офицера, 4 унтер-офицера и 13 солдат.

15 декабря. В 7 часов русские прорвались в населённый пункт, и мы должны галопом мчаться из деревни. Русские стреляют нам вслед. Лейтенант Лашкен убит, один солдат ранен. В следующей деревне тоже уже русские...»

* * *

Ограбив крестьян деревни Малая Новинка, Ленинградской области, немцы выгнали всех колхозников из домов и сожгли деревню. В селе Будогощь, Ленинградской области, фашистские звери после надругательств над шестью пленными красноармейцами стащили их в амбар, облили керосином и подожгли. Два красноармейца сумели выползти из огня. Однако гитлеровские изверги схватили их и вновь бросили в огонь.

* * *

Бельгийские патриоты усиливают борьбу против немецких оккупантов. Недавно в гор. Льеже произошёл взрыв в складе смазочного масла. Предполагают, что в одну из бочек было заложено взрывчатое вещество. В Боринаже взорваны локомотив и первые 3 вагона воинского состава. 6 немцев убито. В Брюсселе полностью разрушены 4 распределительные электроподстанции, обслуживающие индустриальные районы города.

* * *

Нефтяники и нефтеперегонщики Бакинских промыслов увеличивают добычу нефти и бензина. Стахановские коллективы 6 и 7 промыслов треста «Лениннефть» досрочно выполнили своё месячное задание и дали сверх плана сотни тонн нефти.

Третья бригада 4 промысла треста «Молотовнефть», которой руководит мастер Манафов, ежесуточно выполняет план на 107 процентов.

Гитлеровцы запугивают финский народ

В один и тот же день, 1 февраля, германское информационное бюро и римское агентство Стефани передали очередную фальшивку, заимствованную на этот раз из финской печати. Берлин и Рим дружно цитируют передовую статью финской газеты «Аян Суунта» от 30 января, в которой говорится: «Москва намеревается в случае советской победы отправить финский народ в Сибирь... Речь идёт об уничтожении финского народа...».

Как известно, продавшаяся немецким фашистам правящая клика Финляндии не впервые распространяет подобные провокационные выдумки. Так, например, в своей ноте правительству Соединённых Штатов Америки финские власти утверждали, будто бы газета «Правда» в номере от 23 июня 1941 года писала, что финны должны быть стёрты с лица земли. Финско-фашистские жулики и шулера тогда же были разоблачены советской прессой, так как газета «Правда» ничего подобного никогда не писала и не могла писать. Финские мошенники пера были пойманы с поличным. Тогда финское информационное бюро поспешило на выручку своего попавшего впросак правительства. Финское информационное бюро заявило, что не газета «Правда», а якобы московское радио 23 июня в 6 часов 45 минут призывало стереть финнов с лица земли. Однако и ссылка на московское радио была такой же бесчестной и лживой, как ссылка на газету «Правда». Теперь финские, немецкие и итальянские гитлеровцы снова пустили в обращение эту дважды разоблачённую ложь.

Причины, по которым финские выученики немецко-фашистских жуликов усердствуют в создании сказок об угрозе финскому народу со стороны СССР, вполне понятны. Финский народ не хотел и не хочет воевать против СССР. Он ненавидит поработившую его гитлеровскую Германию. Все попытки финских прихвостней фашистской Германии изобразить нынешнюю захватническую войну Финляндии против СССР, как войну оборонительную, национальную, потерпели полный крах. Рост недовольства в финском народе бессмысленной и разорительной войной вызвал беспокойство прежде всего среди гитлеровских заправил в Германии. И вот они потребовали от своих холопов из финской военщины, чтобы они пустили в ход фальшивку о том, что Советский Союз угрожает якобы жизни финского народа.

Новый приступ лжи финской военщины рассчитан, таким образом, на то, чтобы запугать финский народ мнимой угрозой со стороны СССР и задержать дальнейший рост недовольства финского населения и антивоенных настроений в армии и народе.

Однако мало найдётся теперь в Финляндии дураков, которые бы поверили этой наглой брехне финских фашистов.

СОВИНФОРМБЮРО.

[22; 81-83]