16

23 ноября 1941 года - 155 день войны

 Советские войска, оборонявшиеся на клинском направлении, не смогли сдержать удара танковых дивизий противника и были вынуждены отходить к северу. [3; 103]

 Войска Южного фронта овладели ст. Больше-Крепинской и, продвинувшись на 25-45 км, вышли в тылы группировки противника, прорвавшейся к Ростову-на-Дону. [3; 103]

 Подпольщики Краснобаварской коммунистической организации г. Харькова в ответ на казнь секретаря организации тов. Катаева взорвали в г. Харькове по улице Дзержинского дом 17, в котором размещался штаб 68-й дивизии. При взрыве были убиты командир дивизии генерал-майор Браун, 15 солдат и офицеров. [3; 103]

 Проведен третий всесоюзный комсомольско-молодежный воскресник, в котором приняло участие около 4 млн. человек. Участники воскресника заработали и передали в фонд строительства танковой колонны имени ВЛКСМ около 25 млн. рублей и заработок за 266 тыс. трудодней. [3; 103]

Немецкие войска оккупировали г. Клин, Солнечногорск Московской области. [1; 93]


Хроника блокадного Ленинграда

Еще не растаяла мгла позднего осеннего рассвета, когда прибывшие накануне в Кобону автомобили двинулись в обратный путь. Машины везли мешки с ржаной мукой. Каждому водителю хотелось взять побольше груза. Но лед еще не окреп, поэтому приходилось грузить на полуторку не более пяти-шести мешков и столько же на каждый санный прицеп.

Ледовая дорога действовала, но она еще не могла даже в минимальной степени удовлетворить потребности осажденного города. В этот же день Военный совет Ленинградского фронта послал начальнику порта Осиновец телеграмму: «Продолжать до последней возможности перевозку грузов канлодками и транспортами из Новой Ладоги в Осиновец и обратно...»

Уже второй день из-за плохой погоды вражеская авиация прикована к аэродромам. Перерыв в бомбардировках Ленинграда гитлеровцы восполняют артиллерийскими обстрелами. Сегодня они выпустили по городу 164 снаряда. Среди объектов, находившихся под огнем, больница «В память 25-го Октября», дома на набережной Фонтанки, общежитие. Пострадали от обстрела 126 человек.

23 ноября после сильного минометного обстрела каратели ворвались в лесной партизанский лагерь отряда, возглавляемого секретарем Оредежского райкома партии И.И. Исаковым. И тут выяснилось, что они атаковали пустое место. Накануне местные жители предупредили партизан о том, что враг сосредоточил против них большие силы. За час до начала атаки отряд незаметно ушел. [5; 95]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 23 ноября

В течение ночи на 23 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.

* * *

Наши лётчики, действующие на Южном Фронте, 20 ноября уничтожили 47 танков, 392 вражеские автомашины с пехотой и боеприпасами, 115 подвод с различными грузами, 7 штабных автобусов, 6 автомашин с зенитно-пулемётными установками, 10 орудий и истребили 1.600 солдат и офицеров неприятеля.

* * *

Бойцы тов. Лопатина, действующие на Южном фронте, за последние дни в упорных боях с противником уничтожили больше 460 вражеских автомашин, 320 подвод с боеприпасами и военным имуществом, 37 орудий, 20 станковых пулемётов, 43 мотоцикла и около 3.200 солдат и офицеров противника.

* * *

Часть тов. Поленова, действующая на одном из участков Западного фронта, успешно отразила ожесточённые атаки немцев. На поле боя осталось 200 вражеских солдат и офицеров, 11 миномётов, 2 противотанковых пушки, 12 пулемётов и много автоматов.

* * *

Показания захваченных в плен немецких солдат свидетельствуют о дальнейшем снижении боевого духа германских войск. Пленный унтер-офицер Генрих Вассонг заявил: «Уже первые холода сильно отразились на настроениях солдат. Очень трудно воевать при таких морозах. Обмундирования тёплого у нас нет. Мы уже много недель не меняли белья, заедают вши». Пленный солдат 13 горнострелкового полка 14 горнострелковой дивизии Вернер Маринген рассказывает: «Солдаты видят, что сопротивление Красной Армии всё время возрастает и немцам не удастся одолеть Россию». Пленный солдат 276 пехотного полка Петер Зайцель заявил: «За последние три недели наш полк снабжался чрезвычайно скверно, продовольствие изыскивали на месте, то есть насильно отбирали у крестьян. У солдат подавленное настроение, так как они не видят конца войны. У многих стрелков нет даже шинелей. Белья нет, все солдаты и офицеры завшивели». Унтер-офицер санитар 7 роты 13 горнострелкового полка Карл Стойтле сообщает, что число больных в частях катастрофически растёт. «Только в нашей роте,— говорит пленный,— за последние дни 13 солдат заболели ангиной, гриппом и бронхитом». Унтер-офицер 236 дивизионного обоза Отто Гилерт заявил: «Солдаты разуверились в том, что эта война будет скоро окончена. Многие считают, что огромные пространства России поглотят немецкую армию, а советские войска и партизаны постепенно истребят её».

* * *

Самоотверженно работают трудящиеся Саратовской области, помогая Красной Армии истреблять фашистских оккупантов. Десятки предприятий области досрочно выполнили свои годовые задания. Саратовский мукомольный завод № 2 выпустил сверх годовой программы свыше 6 тысяч тонн первосортной муки. Работники маслозавода № 1, перевыполнив годовое задание, взяли обязательство дать к концу года 500 тонн масла сверх плана. На предприятиях ширится движение патриотов за перевыполнение норм. Каждый рабочий котельного и кузнечного цехов Саратовского судоремонтного завода теперь выполняет две нормы. Кузнецы завода т.т. Строгович, Лошкарёв и Юрлов вырабатывают до семи норм в смену. Многие рабочие Саратовского завода комбайнов достигли рекордной выработки. Автоматчик тов. Романцев выполнил задание на 347 процентов. С 1 по 19 ноября слесарь Поморов вырабатывал в смену в среднем по три с половиной нормы.

Многие колхозы области выполнили годовой план поставок хлеба государству. В артелях Новоузенского, Александрово-Гайского, Духовницкого и других районов колхозники сдают часть своих личных излишков хлеба в фонд обороны родины. Колхозники артели «Красный боец», Новоузенского района, уже внесли 180 центнеров хлеба, колхозники артели имени Чапаева — 230 центнеров. Колхозники Новоузенского района решили продать государству дополнительно 30 тысяч центнеров хлеба. Около 10 тысяч центнеров уже доставлено па ссыпные пункты.

Вечернее сообщение 23 ноября

В течение 23 ноября наши войска вела бои с противником на всех фронтах. Особенно ожесточённые бои происходили на Клинском, Волоколамском, Тульском и Ростовском (Ростов-на-Дону) участках фронта.

За 22 ноября уничтожено 10 немецких самолётов. Наши потери — 4 самолёта.

В Баренцевом море нашими кораблями потоплены 3 транспорта противника.

* * *

За 22 ноября пашей авиацией уничтожено 16 немецких танков, 7 бронемашин, свыше 400 автомашин с пехотой и боеприпасами, 14 автоцистерн с горючим, 10 орудий и истреблено до полка вражеской пехоты.

* * *

На двух участках Южного фронта наши части 21 ноября в ожесточённом бою с противником уничтожили 50 вражеских автомашин, до 150 подвод, 14 орудий и истребили около тысячи немецких солдат и офицеров. Наши бойцы захватили 10 танков, 19 орудий, 87 автомашин, 52 мотоцикла, много автоматов, пулемётов и боеприпасов противника.

* * *

За два месяца боёв часть тов. Замировского, действующая на одном из участков Ленинградского фронта, по неполным данным, истребила свыше 3.000 немецких солдат и офицеров. За два месяца бойцы тов. Замировского уничтожили 11 немецких танков, 2 склада боеприпасов, сбили два вражеских самолёта и захватили 9 полевых орудий, 22 миномёта, 26 станковых и 104 ручных пулемёта, три полковых вражеских знамени, много винтовок, автоматов, снарядов, мин и патронов.

* * *

С каждым днём возрастает активность партизан Московской области. За последние несколько дней, по далеко не полным данным, ими уничтожено 49 автомашин с вражеской пехотой и военными грузами, 3 самолёта, несколько танков и бронемашин, 8 обозов со снарядами, 6 штабных автобусов, 6 автоцистерн с горючим, взорвано 5 крупных мостов и истреблено более 500 немецких солдат и 61 офицер.

Партизаны отряда тов. Н. противотанковыми гранатами вывели из строя средний танк фашистов. За последние дни отряд взорвал 3 моста на путях оживлённого движения противника. Партизаны под командованием тов. Ш. 11 ноября устроили засаду и взорвали на минах бронемашину и две грузовые машины с немецкими солдатами. Взрывом и метким огнём советских патриотов истреблено 30 вражеских солдат. Успешно действует отряд партизан тов. А. В середине ноября этим отрядом уничтожено 18 повозок с военными грузами и истреблено свыше ста немецких солдат и офицеров. Смелое нападение на обоз противника совершил отряд под руководством тов. X. Партизаны взорвали 5 автомашин и истребили 48 немецких солдат и 5 офицеров.

* * *

С помощью шантажа и угроз германские фашисты заполучили из Испании так называемую «Голубую дивизию», составленную из авантюристов, преступников и всякого другого сброда. Гитлер бросил «Голубую дивизию» на Северо-Западный фронт, чтобы восполнить огромные потери германских войск па этом участке. В первых же боях «дивизия» понесла огромные потери. Нашими частями захвачено донесение командира дивизии испанского генерала Грандес командиру немецкого армейского корпуса. В этом донесении Грандес жалуется, что дивизия в первом сражении была основательно потрёпана и понесла огромные потери в людях. В большинстве сот осталось лишь по 40 солдат. Среди воров, убийц, грабителей и других преступников, собранных в «Голубую дивизию», в связи с этим началась паника. Оставшиеся в живых «добровольцы» стремятся при первом удобном случае удрать домой, т. к. их надежды на лёгкую наживу не оправдались. Генерал Грандес умоляет немцев прислать тёплые вещи, водку и хлеб для поддержания духа своих «вояк». Немецкий генерал Фон Лееб в ответ на эту просьбу прислал командованию «Голубой дивизии» своё «соболезнование по поводу понесённых ею больших потерь».

* * *

Немецкие оккупанты продолжают ограбление населения Прибалтики. Из Вильно, Каунаса, Либавы, Риги и других городов в Германию вывозится ценное оборудование, имущество, отобранное у населения, произведения искусства, все запасы продовольствия. Во многих сельских районах для нужд германской армии реквизированы все лошади, тракторы, автомашины, двигатели и велосипеды. На днях в Риге немцы организовали массовую облаву, во время которой были захвачены все оказавшиеся на улицах автомашины и лошади. В результате ограбления населения в городах и сёлах Литвы, Латвии и Эстонии царит голод. [21; 368-370]