16

16 ноября 1941 года - 148 день войны

Началось второе, «генеральное», наступление немецко-фашистских поиск на Москву. [3; 98]

 Советские войска, прикрывавшие клинско-солнечногорское направление, начали оборонительные бои против перешедших в новое наступление на этом направлении пяти пехотных, шести танковых и двух моторизованных дивизий противника. Противнику, действовавшему на этом направлении, удалось создать полуторное превосходство в людях, двухкратное — в артиллерии и почти пятикратное — в танках. Эта группировка войск противника была нацелена для нанесения ударов по сходящимся направлениям с нижнего течения р. Лама на Клин, Солнечногорск и из района южнее Волоколамска на Истру и Солнечногорск с задачей окружить войска правого крыла Западного фронта. [3; 98]

 Войска 51-й Отдельной армии эвакуировались из Крыма на Таманский полуостров. Противнику удалось овладеть почти всем Крымом и блокировать с суши г. Севастополь. Главная база Черноморского флота оказалась под огнем немецкой полевой артиллерии и под ударами перебазировавшейся на крымские аэродромы немецкой авиации. [3; 98]

 Героический подвиг совершили 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии (командир дивизии генерал-майор И.В. Панфилов), сражавшейся на волоколамском направлении. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, советские воины под командованием политрука И. Г. Клочкова-Диева отразили две танковые атаки противника, стремившегося прорваться к Волоколамскому шоссе, и, исчерпав все возможности обороны, уничтожив 18 танков врага, почти все погибли. В неравной борьбе советские воины проявили великий патриотизм, их воодушевили слова политрука В.Г. Клочкова-Диева: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Эти слова стали боевым девизом всех советских воинов, защищавших Москву. [3; 98]

 Партизанский отряд Селидовского района под командованием П.Г. Пасечного совершил налет на воинскую часть противника, расположенную в селе Бондарное Ямского района Донецкой области. Партизаны разгромили штаб артиллерийского полка противника и захватили ценные документы. [3; 98]

 Летчик-истребитель младший лейтенант Я.М. Иванов во время воздушного боя в районе Севастополя, осуществляя второй воздушный таран, сбил фашистский бомбардировщик «Дорнье-215», но и сам по гиб смертью героя. [3; 98-99]

Немецкие войска оккупировали Керчь; г. Обоянь Курской области. [1; 91]


Хроника блокадного Ленинграда

На Ладоге ведется усиленная ледовая разведка.

Восточнее Ленинграда не прекращаются тяжелые бои. Захватив 8 ноября Тихвин, гитлеровцы уже не сомневались, что скоро Ленинград окажется в полной изоляции и вынужден будет сдаться. Последние бои развеяли эти надежды. Наоборот, положение самих немецких войск стало ухудшаться. И не кто иной, как начальник генерального штаба сухопутных войск фашистской армии генерал Гальдер записал в военном дневнике: «16.ХI.41 г. Командующий группой «Север» докладывал генеральному штабу сухопутных войск: бои в районе между озерами Ильмень и Ладожским развиваются крайне неудачно для немецкой армии. В районе Тихвина в ближайшее время можно ожидать угрозы прорыва противника».

Гитлеровцы выпустили сегодня по Ленинграду 105 артиллерийских снарядов. Один из них разорвался во дворе Института физкультуры имени П.Ф. Лесгафта в то время, когда там шло торжественное собрание по случаю очередного, двадцать первого по счету, выпуска. К счастью, никто не пострадал.

Институт закончили 65 высококвалифицированных специалистов физической культуры.

Наши летчики, ведомые капитаном В.Е. Шалимовым, атаковали три вражеских эшелона, разгружавшихся на станции Мга. Судя по взрывам, которые перекрывали даже гул самолетных моторов, в вагонах находились боеприпасы. А судя по скоплению людей, на станцию прибыли воинские подразделения. Это подтверждает запись, сделанная 16 ноября ефрейтором Гансом Хильдером в его дневнике: «Сегодня прибыли на фронт. Наш эшелон не успел разгрузиться на станции, как был подвергнут жестокому налету русских самолетов. Еле успел выпрыгнуть из вагона и спрятаться между колесами. Много жертв, разбито и подожжено много вагонов, разрушены железнодорожные пути».

В одном из боев ефрейтор погиб, и его дневник попал в руки наших бойцов. [5; 91-92]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 16 ноября

В течение ночи на 16 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.

* * *

Авиачасти, действующие на Южном фронте, за один день боевых действий сбили в воздушных боях 9 самолётов противника, уничтожили 30 немецких танков, до 100 автомашин с военными грузами, несколько бронемашин, много повозок и истребили до 1.500 фашистских солдат.

* * *

Лётчики авиачасти тов. Туренко, действующей на Северо-Западном фронте, за два дня уничтожили 160 автомашин с боеприпасами и пехотой противника, до 25 танков, 3 бронемашины, 2 цистерны с горючим и до 300 немецких солдат.

* * *

Немецко-фашистские мерзавцы истребляют жителей захваченных ими советских городов и сёл. На станции Дивенская фашисты расстреляли 8 местных жителей только за то, что они просили разрешить им свидание с арестованными односельчанами и родственниками. В городе Опочке неизвестным был убит на улице немецкий часовой. Фашисты оцепили улицу, где произошло убийство, выгнали всех жителей, мужчин и женщин, из квартир и расстреляли каждого второго. В Локнянском районе, Калининской области, немцы, устроив засаду у моста, взорванного партизанами, хватали первых попавшихся прохожих, расстреливали и вешали их. В этом же районе за несколько дней гитлеровские бандиты казнили 12 колхозников.

* * *

Югославские партизаны предприняли ряд нападений на итальянские гарнизоны. Итало-германские войска, посланные из Белграда на помощь гарнизону города Лапово, попали в окружение партизан. В ожесточённом бою фашисты потеряли до 350 солдат убитыми и ранеными. 9 ноября в Югославии произошло большое крушение на линии Нови Сад — Суботица. Партизаны пустили под откос состав с грузом для германской армии.

* * *

Растёт число советских патриоток, овладевших сложными профессиями. На Ташкентской железной дороге за последние два месяца сотни женщин, преимущественно домохозяек, окончили курсы помощников машинистов паровозов, поездных и вагонных мастеров, дежурных по станции, осмотрщиков. Слесарь-инструментальщик Кокандского паровозного депо тов. Ахмедова систематически выполняет нормы на 200—250 процентов. Тов. Мирбабаева, успешно освоившая специальность машиниста паровоза, выдвинута на должность дежурного депо станции Ташкент. В Андижанском депо домохозяйки тт. Коконина, Куфлина, Палачёва и Перегудова отлично обрабатывают на станках сложные детали. Сверловщица депо Савостьянова изо дня в день даёт свыше двух сменных норм. Формовщица Куйбышевского механического завода № 8 тов. Шарирова, только недавно пришедшая на производство, даёт 4,5 нормы в смену. Фрезеровщицы т.т. Лашина и Максимова выполняют от трёх до четырёх норм.

В колхозной деревне женщины с успехом заменяют не только комбайнеров и трактористов, но и плотников, кузнецов, зоотехников. Колхозница артели имени Чкалова, Энбекши-Казахского района, Алма-Атинской области, тов. Бызаубаева успешно работает в кузнице, тов. Джексембиева — в столярной мастерской.

Вечернее сообщение 16 ноября

В течение 16 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах. На Калининском и на одном из участков Юго-Западного фронта наши части отбили ряд ожесточённых атак немецко-фашистских войск. В ходе боёв противнику нанесён большой урон в живой силе и вооружении.

За 14 ноября уничтожено не 44 немецких самолёта, как сообщалось ранее, а 52 немецких самолёта.

За 15 ноября уничтожено 12 немецких самолётов. Наши потери — 5 самолётов.

За 16 ноября под Москвой сбито 3 немецких самолёта.

* * *

За 15 ноября частями нашей авиации, действующими на Западном, Юго-Западном и Южном фронтах, уничтожено 44 немецких танка, 12 бронемашин и танкеток, более 200 автомашин с пехотой и военными грузами, несколько полевых и зенитных орудий, 5 автоцистерн с горючим, сожжён склад боеприпасов и истреблено более двух батальонов пехоты противника.

* * *

На одном из участком Южного фронта наши части за семь дней боёв уничтожили 113 немецких танков, около 300 автомашин с пехотой и боеприпасами, 27 орудий и истребили более четырёх батальонов вражеской пехоты.

* * *

Ни днём, ни ночью не дают покоя немецким оккупантам партизаны Киевской области. Бойцы партизанского отряда, где командиром директор завода тов. Щ., беспощадно уничтожают живую силу противника. На днях в деревню П. прибыла группа немецких солдат в количество 17 человек. Фашисты разбрелись по домам и занялись грабежом. Крестьяне сообщили об этом в штаб партизанского отряда. Окружив деревню, партизаны с помошью колхозников перебили всех захватчиков. За три дня отряд тов. Щ. уничтожил свыше 60 немецких солдат и офицеров, сжёг организованный недалеко от села А. склад горючего.

Партизанский отряд тов. П. во время налёта на обоз врага перебил 24 немецких солдата и захватил 120 полушубков и валеных сапог, награбленных фашистами в окрестных деревнях. В последние дин партизаны области нанесли сильный урон мотобатальону противника. Организовав на пути следования батальона несколько засад, партизаны расстреливали немецко-фашистских мерзавцев из пулемётов и забрасывали их гранатами.

* * *

На Малоярославецком направлении фронта захвачена в плен большая группа немецких солдат. Из переписки, найденной у них, большой интерес представляют письма двух раненых немецких солдат к своим бывшим сослуживцам. Альберт Брюгман из Мюнхена пишет Гельмуту Гаммену: «Несколько дней назад я выписался из госпиталя... Для меня началась безотрадная жизнь калеки, жизнь лишнего человека, который всем в тягость. Я совершенно беспомощен, ничего не могу делать. Жена все время плачет и спрашивает, как мы будем жить. Вот до чего я навоевался... Горе озлобляет меня, и я начинаю говорить новыми словами... Проклятие убийцам, которые погнали меня на войну в чужие края и навсегда отравили мне и моей семье жизнь». Пессимизмом проникнуто письмо Карла Гиммеля Рудольфу Эсмару. Гиммель сообщает: «...На мне живого места нет. Я весь в заплатах и бинтах. Еле волочу ноги. Из госпиталя меня быстро выдворили. Моя кровать понадобилась другому солдату... Каждый день в госпитале разыгрываются драматические сцены... Я уже дома, но никакой радости не испытываю. К труду я непригоден. Питаемся очень скверно. Почти ничего достать нельзя. Нужных мне лекарств купить невозможно. В квартире холодно. Жена горюет, убивается... Таких, как я, здесь очень много. Нас обманули, послав воевать в Россию за чуждые нам интересы. Мы оказались дураками».

* * *

Успешно изучая военное дело, трудящиеся советской страны готовят мощные резервы для Красной Армии. В Махач-Кале бойцы всевобуча подразделения Милорадова отлично изучили винтовку, гранату, противогаз, воинские уставы. Они умеют быстро окапываться, действовать в обороне и наступлении. Настойчиво овладевают военными знаниями рабочие Сталинградского тракторного завода, завода «Красный Октябрь» и других предприятий Сталинградской области. Учебный пулемётный взвод, укомплектованный рабочими и служащими депо Арчеда, на днях вышел на тактические занятия в поле. Широкая сеть учебных пунктов организована на Алтае. В специальных группах готовятся тысячи снайперов, пулемётчиков и истребителей танков. В Усть-Калманском районе отличных показателей добился взвод, которым командует тов. Кулигин — участник боёв с фашистами. В Алейском районе бойцы роты инженера Антонова научились применять зажигательные бутылки. Учебные пункты повсеместно запасают лыжи, готовят кадры инструкторов-лыжников. [21; 356-358]