16

29 июня 1941 года - 8 день войны

 СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли директиву партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств советского народа на разгром немецко-фашистских захватчиков. В директиве были определены общие цели, задачи и основные формы всенародной борьбы в тылу врага. [1; 45] Директива обязывала партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации мобилизовать все силы народа для разгрома немецко-фашистских захватчиков. Перед народами Советского Союза была поставлена задача — отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села. Особое внимание в директиве обращалось на необходимость всемерного укрепления тыла Советской Армии и своевременного снабжения фронта всеми видами довольствия. СНК СССР и ЦК ВКП(б) потребовали при вынужденном отходе частей Советской Армии эвакуировать, а если это невозможно, уничтожать все ценное имущество, ничего не оставляя врагу. В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями его армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, создавать для врага и его пособников невыносимые условия, срывать мероприятия противника. [3; 17]

 Советские войска, прикрывавшие мурманское направление, поддерживаемые кораблями и авиацией Северного флота, вступили в бой с наступавшим немецким егерским корпусом. [3; 17]

 Начались боевые действия войск 23-й армии Северного фронта на подступах к Ленинграду против Юго-Восточной армии финнов. [3; 17]

 Советские войска в районе Даугавпилс проводили контратаки. Противник, подтянув свежие силы, отбил контратаки советских войск. [3; 17]

 После ожесточенных боев немецко-фашистской группе армий «Центр» удалось юго-западнее Минска окружить советские войска. [3; 17]

 Героические защитники крепости Брест отклонили ультиматум гитлеровцев с требованием сложить оружие. [3; 17]

 Закончилось крупное танковое сражение начального периода войны в районе Луцк, Броды, Ровно. [3; 17]

 В районе Радехов, Броды, Дубно продолжалось ожесточенное сражение войск Юго-Западного фронта с наступавшим противником на житомирском направлении. К этому времени из отдаленных районов дислокации соединений Киевского особого военного округа подошли свежие войска, развернувшиеся на рубеже Луцк, Дубно, Кременец, Злочев. Противник, возобновивший наступление от Луцка и Дубно в направлении на Новоград-Волынский, подвергся контрударам советских танковых и механизированных частей с севера и востока. Наступавшие войска противника были вынуждены вести оборонительные бои в течение нескольких дней в районе Ровно. [3; 17-18]

 Немецкие войска оккупировали в Латвии г. Гостыни, Елгава, Кемери, Крустпилс, Ливаны; в Литве - г. Паневежис, Плявиняс, Юрмала, Салдус; во Львовской области - г. Жолква, Самбор. [1; 45]


 

Директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил на борьбу с германским фашизмом

29 июня 1941 г.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз продолжается. Целью этого нападения является уничтожение советского строя, захват советских земель, порабощение народов Советского Союза, ограбление нашей страны, захват нашего хлеба, нефти, восстановление власти помещиков и капиталистов. Враг уже вторгся на советскую землю, захватил большую часть Литвы с гор. Каунас и Вильнюс, захватил часть Латвии, Брестскую, Белостокскую, Вилейскую обл. Советской Белоруссии и несколько районов Западной Украины. Опасность нависла над некоторыми другими областями. Германская авиация расширяет территорию бомбежки, подвергая бомбардировкам гор. Ригу, Минск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь, Мурманск.

В силу навязанной нам войны наша страна вступила в смертельную схватку со своим опасным и коварным врагом — немецким фашизмом. Наши войска героически сражаются с врагом, вооруженным до зубов танками, авиацией. Красная Армия, преодолевая многочисленные трудности, самоотверженно бьется за каждую пядь советской земли.

Несмотря на создавшуюся серьезную угрозу для нашей страны, некоторые партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации и их руководители еще не осознали значения этой угрозы и не понимают, что война резко изменила положение, что наша родина оказалась в величайшей опасности и что мы должны быстро и решительно перестроить всю свою работу на военный лад.

Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) обязывают все партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации покончить с благодушием и беспечностью и мобилизовать все наши организации и все силы народа для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего германского фашизма.

Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП (б) требуют от вас:

1)    В беспощадной борьбе с врагом отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу.

2)    Организовать всестороннюю помощь действующей армии, обеспечить организованное проведение мобилизации запасных, обеспечить снабжение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым предоставлением под госпитали больниц, школ, клубов, учреждений.

3)    Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие истребительным батальонам. Все коммунисты должны знать, что враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов, учитывать все это в своей работе и не поддаваться на провокации.

4)    При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно, безусловно, уничтожаться.

5)    В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.

6)    Немедленно предавать суду военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешает делу обороны, невзирая на лица.

Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) заявляют, что в навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение.

Теперь все зависит от нашего умения быстро организоваться и действовать, не теряя ни минуты времени, не упуская ни одной возможности в борьбе с врагом.

Задача большевиков — сплотить весь народ вокруг Коммунистической партии, вокруг Советского правительства для самоотверженной поддержки Красной Армии, для победы.

Председатель Совнаркома СССР и Секретарь ЦК ВКП(б)       И. Сталин

Заместитель Председателя Совнаркома СССР       В. Молотов 

[4; 79-81]


 

Хроника событий в Ленинграде

Финские войска развернули наступление на фронте шириной в 150 километров. Наибольшую активность противник проявил на выборгском и кексгольмском [Кексгольм — ныне Приозерск. - Прим. автора.] направлениях. 23-я армия, прикрывающая Ленинград со стороны Карельского перешейка, начала оборонительные бои.

Наиболее тяжелый из них произошел сегодня на участке 3-го батальона 461-го полка 142-й стрелковой дивизии. Вражеская пехота при поддержке артиллерии и минометов вынудила наше боевое охранение отойти. Прикрывал товарищей пулеметчик Александр Заходский. Его второй номер был убит в самом начале боя, и теперь Заходскому приходилось управляться с «максимом» в одиночку. Человек богатырского сложения, он то и дело переставлял пулемет с места на место и продолжал вести огонь. Враги начали окружать его. И тут у Заходского кончились патроны. В ход пошли гранаты. Когда и они кончились, Заходский, взвалив пулемет на плечи, стал пробираться к своим, и как раз в это время подоспела подмога. Бойцы во главе с командиром полка В.А. Трубачевым бросились в контратаку и восстановили положение. [25 июля 1941 года красноармейцу А.И. Заходскому и полковнику В.А. Трубачеву присвоено звание Героя Советского Союза.]

Самоотверженная борьба идет не только на фронте. Для кировцев, например, основной вклад в дело разгрома врага — это изготовление боевой техники. Правительство поручило Кировскому заводу организовать массовое производство тяжелых танков КВ. В связи с этим начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенант Я.Н. Федоренко 29 июня обратился к кировцам с письмом, в котором от имени советских танкистов просил принять все меры, напрячь все усилия для ускорения выпуска боевых машин. [5; 16]

От Советского Информбюро

Дневное сообщение 29 июня

Наступление танковых частей передового эшелона противника на Минском и Слуцком направлениях остановлено действиями наших войск. Танковые части противника несут большие потери.

На Минском и Барановичском направлениях идут ожесточённые бон с пехотными соединениями противника, которые стремятся соединиться с передовым эшелоном танков.

Упорным сопротивлением и контратаками на этих направлениях наши войска задерживают продвижение основных сил противника, нанося им большое поражение.

На Луцком направлении продолжаются крупные танковые бои, в ходе которых наша авиация нанесла ряд сокрушительных ударов по танкам противника. Результаты боя уточняются.

На всём протяжении советско-финляндской госграницы противник проводил усиленную наземную разведку, сопровождаемую артиллерийским огнем. Все попытки разведчиков противника проникнуть на нашу территорию отбиты.

На остальных участках фронта наши войска прочно удерживают госграницу.

По дополнительным данным, 27 июня в Рижском заливе потоплена подводная лодка противника.

* * *

Наши боевые лётчики отважно дерутся с противником, постоянно помня о взаимной помощи и выручке в бою. Лётчик-орденоносец капитан Гейбо, выручая товарища, вступил в бой с двумя фашистскими самолётами, прикрыл выход товарища из боя и заставил противника отступить. Во главе небольшой группы истребителей он атаковал 18 немецких бомбардировщиков и обратил их в бегство. Возвращавшийся после удачного бомбометания по немецким танкам капитан-орденоносец Тихий был атакован истребителями противника и обстрелян зенитками. Самолёт сильно пострадал, стрелок-радист был тяжело ранен. На помощь пришёл сосед, смело ринувшийся на врага. Стрелок-радист метким огнём уничтожил два фашистских «Мессершмитта».

* * *

Героически сражается N-ская кавалерийская дивизия. Слава о ней гремит по всему участку фронта. Внезапным ударом крупные силы немцев захватили пограничное село N. Это было рано утром. В четыре часа вечера к селу подошёл кавалерийский полк. Бой начался на подступах к селу. Сломив сопротивление, красные кавалеристы ворвались на улицы селения. Завязалась ожесточённая схватка. Немцы отступили, неся большие потери.

Младший сержант Вельский и красноармеец Иванов пошли в разведку в расположение фашистского полка. Их окружили два вражеских взвода под командой офицера. Смелые разведчики не растерялись. Сразив меткими выстрелами офицера и нескольких солдат, разведчики прорвали окружение и скрылись в лесу. Через час они доставили штабу данные о местопребывании и численности врага.

* * *

На нашу сторону перелетел немецкий самолёт «Ю-88» 1-го звена 1-й группы 54 эскадры. Бортмеханик этого самолёта ефрейтор Пауль Гофбауер в своём обращении к обманутым Гитлером лётчикам и солдатам немецкой армии говорит: «Братья! Поверните штыки против Гитлера и фашизма. Переходите в Советскую Россию. Я нахожусь сейчас в Советской России и вижу, что с пленными немцами здесь обращаются хорошо, гуманно, по-человечески. Лётчики! Не бросайте бомб на мирные русские города. Перелетайте на своих самолётах в Советскую Россию и вместе со всеми культурными людьми помогайте уничтожать кровавый фашизм».

* * *

Многие пленные немецкие солдаты на допросах рассказывают, что их сняли с гарнизонов, расположенных в оккупированных областях Франции, посадили в поезда, не сказав, куда их направляют. Только столкнувшись с красноармейцами, они поняли, что началась война с Советским Союзом. Военнопленные сообщают, что их гнали в бой под угрозой расстрела из пулемётов в спину.

* * *

В Голландии изо дня в день растут симпатии к советскому народу и сочувствие его отечественной войне против германского фашизма. Многие голландцы говорят: «Русские устояли перед лицом великого нашествия монголов; русские разбили великого завоевателя, шведского короля Карла XII; они изгнали Наполеона. Русский парод с присущей ему силой и отвагой уничтожит любых захватчиков».

Вечернее сообщение 29 июня

29 июня финско-немецкие войска перешли в наступление по всему фронту от Баренцова моря до Финского залива, стремясь прорвать наши укрепления по линии госграницы. Неоднократные атаки финско-немецких войск были отбиты нашими войсками. В результате боёв за день противник, оставив в целом ряде пунктов сотни убитых и преследуемый огнём нашей артиллерии, отошёл к своим укреплениям.

На Вильненско-Двинсном направлении попытки подвижных частей противника воздействовать на фланги и тыл наших войск, отходящих в результате боёв в районе Шауляй, Кейданы, Поневеж, Каунас на новые позиции, успеха не имели. Энергичными контратаками наших войск подвижным частям противника нанесён значительный ущерб как в личном составе, так и особенно в материальной части.

На Минском направлении усилиями наших наземных войск и авиации дальнейшее продвижение прорвавшихся мотомехчастей противника остановлено. Отрезанные нашими войсками от своих баз и пехоты мотомехчасти противника, находясь под непрерывным огнём нашей авиации, поставлены в исключительно тяжёлое положение. Отходящие от госграницы наши пехотные части прикрытия ведут ожесточённые бои и сдерживают продвижение моторизованных и пехотных войск противника на линии Лида — Волковыск.

На Луцком направлении сражение крупных механизированных масс продолжается. Несмотря на ввод противником на этом направлении свежих танковых частей, все его попытки прорваться на Новоград-Волынском и Шепетовском направлениях отбиты; рядом последовательных и непрерывных ударов наших танковых войск и авиации большая часть танковых и моторизованных войск противника разгромлена.

По словам пленных, одна танковая дивизия противника в бою под г. Лида полностью уничтожена.

Наша авиация вела успешные воздушные бои с авиацией противника, непрерывно бомбардировала его прорвавшиеся танковые части и моторизованную пехоту и мощным ударом с воздуха способствовала нашим войскам, особенно на Луцком направлении.

* * *

Гитлер и его генералы, привыкшие к лёгким победам на протяжении всей второй империалистической войны, сообщают по радио, что за семь дней войны они захватили или уничтожили более 2.000 советских танков, 600 орудий, уничтожили более 4.000 советских самолётов и взяли в плен более 40.000 красноармейцев; при этом за тот же период немцы потеряли будто бы всего лишь 150 самолётов, а сколько потеряли танков, орудий и пленными — об этом германское радио умалчивает.

Нам даже неловко опровергать эту явную ложь и хвастливую брехню.

На самом деле положение рисуется в совершенно другом свете. Немцы сосредоточили на советской границе более 170 дивизии; из них по крайней мере третья часть представляет танковые и моторизованные дивизии. Воспользовавшись тем, что советские войска не были подведены к границам, немцы, не объявляя войны, воровским образом напали на наши пограничные части, и в первый день войны хвалёные немецкие войска воевали против наших пограничников, не имевших ни танков, ни артиллерии. К концу первого дня войны и весь второй день войны только передовые части наших регулярных войск имели возможность принимать участие в боях, и только на третий, а кое-где на четвёртый день войны наши регулярные войска успели войти в соприкосновение с противником. Именно ввиду этого удалось немцам занять Белосток, Гродно, Брест, Вильно, Каунас.

Немцы преследовали цель в несколько дней сорвать развёртывание наших войск и молниеносным ударом в недельный срок занять Киев и Смоленск. Однако, как видно из хода событий, немцам не удалось добиться своей цели: наши войска всё же сумели развернуться, и так называемый молниеносный удар на Киев, Смоленск оказался сорванным.

В результате упорных и ожесточённых боёв — за период в 7—8 дней немцы потеряли не менее 2.500 танков, около 1.500 самолётов, более 30.000 пленными. За тот же период мы потеряли: 850 самолётов, до 900 танков, до 15.000 пропавшими без вести и пленными.

Такова картина действительного положения на фронте, которую мы с полным основанием противопоставляем хвастливым сообщениям германского радио.

Итоги первых 8 дней войны позволяют сделать следующие выводы: молниеносная победа, на которую рассчитывало немецкое командование, провалилась; взаимодействие германских фронтов сорвано; наступательный дух немецкой армии подорван; а советские войска, несмотря на их позднее развёртывание, продолжают защищать советскую землю, нанося врагу жестокие и изнуряющие его удары. [21; 9-11]